Йоко Оно. Память о Джоне. Пер. с англ. Т.Шабаевой, М.Малкова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007, 383 с.
Все-таки интересный это процесс – рождение и развитие мифа. Тем более если речь идет о Джоне Ленноне.
Стойкий налет культовости сопровождал «Битлз» с самого начала их творческой карьеры, когда появился летучий термин «битломания» и фанатичное поклонение достигло поистине планетарных масштабов. Фигура самого Леннона при этом претерпела ряд последовательных метаморфоз, свойственных мифологическим персонажам: явление, деяния, мученическая смерть и последующая канонизация.
Книга Йоко Оно «Память о Джоне» – еще один кирпичик в создании нерукотворного храма Великого Битла в череде таких, как лакированное творение Хантера Дэвиса, двухтомник Рэя Коулмэна, анатомически-безжалостная работа Альберта Голдмана и многих других. Книга Йоко интересна тем, что демонстрирует, как образ Леннона, пройдя сквозь горнило восторженных и разоблачительных публикаций, предстает перед читателем уже очищенным и просветленным. Да и как иначе – издание все-таки мемориальное, приуроченное к 25-летию гибели певца.
Книга написана не самой Йоко, а теми, кто в своей жизни так или иначе был связан или хотя бы просто соприкоснулся с Джоном Ленноном. Заслуга Йоко состоит в том, что она собрала эти воспоминания под одной обложкой. Некоторые из них очень подробные, например Клауса Вурманна, близкого приятеля Джона. Есть рассекреченные документы из ЦРУ, доносы соглядатаев, написанные в период увлечения Ленноном «революционной» борьбой. Есть стихи и песни, просто лаконичные фразы, например: «Мы потеряли гения духа» или «Все мои воспоминания – в музыке». От таких «воспоминаний» закрадывается сомнение – а действительно ли краткость сестра таланта? И если фамилии некоторых авторов длиннее их текста, то зачем их вообще поместили в эту подборку?
Но в целом это не портит впечатления – страница за страницей совершенно разные люди заново переживают свои встречи и знакомства с Ленноном и говорят об этом как о самом значительном событии в своей жизни. Не хочется глумиться, но порой всплывают неуместные ассоциации, вроде того, как по Смольному бегал солдат-крестьянин с чайником в поисках кипятка и вдруг встретил Ленина┘ Вот и наша «Леннониана» полна подобных случаев. Например, Игги Поп вспоминает: «Напрямую ко мне он обратился лишь однажды, сказав: «Я видел твое выступление в Нью-Йорке. Это было неплохо». Вот так, между прочим сделал мне великий подарок». Это из истории о том, как Леннон встретился с Дэвидом Боуи и не сразу, видать, заметил бедолагу Игги, трущегося рядом┘
Вообще книга похожа на попытку сфотографировать Фудзи со всех сторон, дабы образ величественной горы предстал наиболее полно. Точно так же из самых разных воспоминаний, больших и маленьких, смешных и трогательных, возникает образ Леннона, непростой и противоречивый, ищущий и теряющий, но никого не оставляющий равнодушным. Основной лейтмотив впечатлений: жизнь изменилась навсегда. Уже ничто не могло быть прежним. Чем не Христос, менявший представление людей о мире одним словом?
Кстати, многие помнят фразу Леннона о том, что Битлз популярнее Иисуса Христа, наделавшую в свое время много шума в Америке, но не знают другого случая. А ведь однажды вечером в офисе «Эппл» Джон заявил примерно следующее: «Я хочу сообщить вам нечто очень важное. Я – Христос, который спустился на землю. Вот так».
Что это – провокация, порожденная чувством вседозволенности, наркотический кураж или все-таки проблеск изрядно подзабытой истины, гласящей, что Бог обитает внутри каждого из нас? Судить об этом предстоит читателю.
Одно несомненно – Леннон один из немногих, сумевших оказать влияние не только на ход развития музыки, но и на мировоззрение всего поколения в целом, недаром в своих воспоминаниях Майк Кэдуолдер, кузен Джона, заметил: «Он был одним из тех людей, кому не надо ничего делать или говорить, чтобы привлечь к себе внимание, головы сами поворачивались в его сторону, вы просто знали, что он здесь, и это как-то меняло пространство и время. Я, право, и сам не знаю почему».