Уже который век критики остервенело набрасываются на «дамское чтиво». Его обвиняют в чрезвычайной слащавости, слезливости, тупости и т.д., каждый раз делая вывод, что это за гранью литературы. Хотя попадаются вполне литературные образцы – вот Агата Кристи, оказывается, не только детективы сочиняла. Видимо, устав от череды убийств, написала типично дамский дневник путешественницы. Про трупы там ничего, зато есть про выбор «фетровой шляпы разумных пропорций» и про наслаждение от покупки очередных туфель. Получилось. Мастер есть мастер. Особенно диалог в купе, где у Кристи появляется попутчица – «турецкая дама крупных размеров», не говорящая ни по-английски, ни по-французски. Ее провожает кузина, которая сразу находит с автором общий (французский) язык – женщинам всегда есть о чем поболтать: «┘Пока поезд не тронулся, давайте расскажем все, что можем. Вы замужем, да?» Я признаю, что я замужем. «А дети? У вас, конечно, много детей? У моей кузины только четверо, но, – прибавляет она гордо, – трое из них мальчики!» Я чувствую, что для престижа Англии нельзя признаться, что я вполне удовлетворена одной дочерью. С бесстыдной лживостью я добавляю парочку сыновей. «Прекрасно! – говорит, сияя, кузина. – Ну, а теперь о выкидышах. Сколько у вас было выкидышей? У моей кузины было пять – два на трех месяцах, два на пяти и один преждевременно родившийся мертвый ребенок на семи месяцах». Я как раз медлю, обдумывая, не приврать ли выкидыш для усиления дружественных чувств, когда, к счастью, звучит свисток».
Дамское чтиво имеет для женщин то же значение, что разноградусные напитки для противоположного пола. Дамские романы – «женская водка»: лекарство от тоски, стресса, усталости, плохой погоды, детского непослушания, мужского эгоизма и прочих тягот жизни. И этот вариант гораздо безобиднее, чем настоящая водка или пиво. От «женской водки» не бывает похмелья. Если она вызывает привыкание, то до «алкоголизма» или «запоев» доходит редко. По крайней мере, я не знаю случаев, чтобы женщины забрасывали работу и семью и, собравшись на троих с подругами, предавались чтению дамских романов до белой горячки и зеленых чертей.
Но почему-то именно эти книжки постоянно клеймят позором. Особенно возмущает всех реклама «дамских изделий». Хотя это пустяки по сравнению с пропагандой того же пива, которую ведут по телеканалам non-stop. Если выбирать между барышней, листающей махровый глянец, и барышней, смачно прихлебывающей пивко из горлышка... Первый вариант все же поэстетичней.