Особенно на фоне «Non/Fiction» рельефно проступила у меня в памяти одна тенденция, замеченная на последней осенней Международной выставке-ярмарке┘ Все меньше писателей, все больше звезд. Самых разных: звезд кино, звезд музыки, звезд телевидения. «Non/Fiction» – для интеллектуалов; на нее зовут писателей. А осенняя выставка-ярмарка – для широких народных масс; туда норовят собрать уже «раскрученных» звезд. Особенно преуспевают телезвезды – видимо, как самые «раскрученные». И добро бы книги писали только люди типа Доренко, Максимова, Соловьева, Барщевского – им хоть есть что сказать. Но что-то ведь пишут уже и герои реалити-шоу, которых сами работники телевидения за образ жизни и общий уровень развития называют «хомячками». Где-то между этими двумя полюсами – Андрей Малахов и Владимир «Динамит» Турчинский┘ Вслед за телезвездами спешат певцы – уже как авторы книг отметились Валерия, Владимир Шахрин и Рома Зверь. Причем все чаще такие «звездные» книги оказываются не автобиографиями, адресованными поклонникам, а книгами прозы или эссе. То есть начинают конкурировать с книгами действительно писателей. Издатели сами ведутся на «раскрученные» имена и рассчитывают на них поймать доверчивых читателей.
И каждая из этих книг в отдельности очень часто оказывается совсем не такой уж и плохой. Опасна сама тенденция. Издатели перенимают у шоу-бизнеса «систему звезд». Они уже и «настоящих» писателей раскручивают как звезд по телевизору. Все эти «индивидуальные писательские проекты»┘
Однако практика современного шоу-бизнеса наглядно показывает бесперспективность этой самой «системы звезд». Точнее, ее временщическую сущность. Вслед за кратковременным расцветом неминуемы глубокий спад и депрессия. Достаточно включить телевизор в канун Нового года, чтобы заметить, насколько беден – в особенности на что-то яркое и неординарное – отечественный шоу-бизнес. Книга Андрея Горохова доказывает, что это общемировая тенденция.
А между тем книгоизданию «система звезд» еще и чужда в принципе – ведь звезд не может быть много, а книжный рынок держится на разнообразии.
Вот и выходит, что книгоиздатели радостно маршируют в ту пропасть, куда уже рухнули музыкальная индустрия и телевидение┘