Борис Григорьев. Карл XII, или Пять пуль для короля. – М.: Молодая гвардия, 2006, 550 с. (Жизнь замечательных людей).
Большинству из нас шведский король Карл ХII (1682–1718) известен по пушкинской «Полтаве». Помните, как накануне битвы Петр I бодро скакал перед полками «могущ и радостен, как бой» и «поле пожирал очами»? А его противник Карл изображен полной немочью – «в качалке, бледен, недвижим, страдая раной┘» Благодаря поэту я всегда думал, что шведский монарх находился в весьма почтенном возрасте. И только заглянув в «Основные даты жизни и деятельности Карла XII» в книге Бориса Григорьева, с удивлением обнаружил, что «дряхлому старцу» на тот момент исполнилось всего-то двадцать семь┘
Не будучи профессиональным историком, автор – специалист по Скандинавии – «поставил перед собой скромную, но от этого не менее ответственную задачу: попытаться обозреть и обобщить хотя бы часть литературы о Карле XII». Предметом исторических споров являются и полководческий талант «последнего викинга Скандинавии», и способности к управлению державой, и его личность. К примеру, шведский классик Стриндберг считал Карла «Губителем Страны» (именно так – с большой буквы), обожествлять которого могут «только сумасшедшие или люди, находящие в этом особый интерес». По мнению Черчилля, Карл XII «не признавал иных законов, кроме собственных прихотей». А в нацистской Германии шведского монарха ценили очень высоко как своего идейного предшественника, поднявшего меч против «славянских варваров»┘ Борис Григорьев постарался ограничиться «трудами наиболее известными и беспристрастными», признавая, что элемент субъективности все равно остался. В целом же труд Григорьева демонстрирует взгляд на Карла не с этой, а с той стороны Балтийского моря.
Итак, жизнеописание: родился, учился, работал, женился, умер.
Родился 28 июня 1682 года, папа – король Карл XI, мама – датская принцесса Ульрика Элеонора. В день появления наследника на востоке зажглась звезда Cor leonis – Львиное Сердце. По такому случаю астрологи посулили младенцу жизнь бурную и славную, и «мало кто лег спать в эту ночь трезвым».
Учился теологии, языкам, истории, государствоведению, фехтованию, верховой езде и прочим потребным правителю наукам. Инструкция по воспитанию маленького принца гласила: «Его Королевское Высочество должен обладать прямодушным и непоколебимым разумом, который не зазнается в счастье или приходит в уныние при неудаче┘ По отношению к другим людям он должен быть честным сердцем, добрым и вежливым в своих жестах, правдивым в речах и ответах, милосердным к бедным и страждущим, снисходительным и мягким, насколько позволяют правосудие и совесть; быть праведным в своем суде, чтобы не пропустить вовремя у одного то, что со всей строгостью наказывается у другого». Ученик воспринял программу всерьез и надолго. По Шекспиру, честный человек встречается один на десять тысяч. А среди королей еще реже. Карл XII стал исключением: «Счастье может изменить, но нельзя перестать быть честным человеком». Представления о чести были серьезными. Для женатого солдата, заведшего любовницу, король потребовал смертной казни – и настоял на своем. Зато помиловал офицера, вопреки родительской воле женившегося на крестьянке.
Работал королем и полководцем. На трон взошел в пятнадцать лет после смерти отца и с горячностью взялся за дело: вставал в пять утра и правил страной до изнеможения. Воевал с кем только можно – саксонцами, датчанами, русскими, норвежцами. Однажды пожаловался сестре, что так устает, что лучше умереть: «Я работаю целый день, а когда прихожу к себе, то вместо прекрасной супруги, которая бы меня ласкала, передо мной возникает эта старуха (бабка по отцу. – Г.З.), которая стоит, плюется и трясет головой».
Хотя нужна ли ему была жена – это еще вопрос. Равнодушие Карла к прекрасному полу вызывало слухи о гермафродитизме и импотенции. Приближенные даже подсовывали ему любовный эликсир, но не помогло: король так и не женился и даже любовницу не завел. «В конце своей жизни он скажет, что мог бы связать свою жизнь с девушкой, которую мог бы любить без всякого расчета. Но встретить такую девушку ему было не суждено».
Смерть 36-летнего Карла произошла 11 декабря 1718 года во время норвежского похода. Все случилось мгновенно: высунулся из траншеи, пуля пробила висок. Некоторые сочли это преднамеренным убийством. Якобы некто украл или нашел пуговицу от королевского мундира, отпилил ушко, залил полость свинцом и зарядил ею пистолет. Почему так сложно? Считалось, что от простой пули Карл заговорен. Несколько человек даже признались в преступлении, но убедительных доказательств так и не представили.
Да и какая теперь разница, в конце концов? Главное, что под Полтавой наши победили.