Жан-Кристиан Птифис. Железная маска: Между историей и легендой / Пер. с фр. В.Балакина. – М.: Молодая гвардия, 2006, 298 [6] с.
Книга из серии «Жизнь замечательных людей» посвящена персонажу, который сам по себе ничего не представляет. Не имея выдающихся заслуг перед человечеством и не совершив ужасных злодеяний, он тем не менее навсегда попал в историю. И еще как – ему посвящено более тысячи публикаций (книг, брошюр, статей и т.д.), а также пьесы и кинофильмы с Дугласом Фэрбенксом, Жаном Маре и Леонардо Ди Каприо!
Подлинное имя этого узника Бастилии, известного как Железная маска, более трехсот лет остается загадкой. Хотя гипотез выдвинуто множество, только их перечень занимает несколько страниц. Самая популярная версия – в тюрьме томился брат-близнец Людовика XIV: Король-Солнце заключил близкого родственника в темницу, дабы обезопасить себя от братских притязаний на трон. Горячими сторонниками такого варианта был, например, Александр Дюма-отец (помните, как мушкетеры освобождали Маску из неволи: вжик-вжик, отворяй темницу, выводи готовенького?) У «близнецовой» версии, кстати, есть небезынтересное, хотя и абсурдное продолжение: якобы принц-зэк влюбился в дочку своего тюремщика по фамилии Бонпар. «Людовик XIV, узнав об этой идиллии за тюремной решеткой, не увидел ничего необычного в том, чтобы позволить своему брату-близнецу┘ «искать в любви утешения». Итак, эта свадьба состоялась (и даже акт регистрации брака будто бы сохранился в Марсельском приходе), а дети, маленькие «железные маски», родившиеся в этом законном брачном союзе, были тайком переправлены на Корсику, где из-за разницы в языке, случайно ли, преднамеренно ли, их фамилия Бонпар превратилась сперва в Буонапарте, а затем в Бонапарт, что, в сущности, означает то же самое. Таким образом, Наполеон становился прямым потомком королей Франции!»
Но имеются и другие гипотезы – в ассортименте. В списке претендентов фигурирует сын Оливера Кромвеля Генри Кромвель. Безымянный шпион. Черный паж королевы Марии Терезии. Некий монах-якобинец. Дочь Людовика XIII и Анны Австрийской. Старший брат Людовика XIV, сын любовника Анны Австрийской Бекингема (данный вариант активно пропагандировал Вольтер). Младший брат Людовика XIV, сын Мазарини. Сам Людовик XIV, чей престол занял-таки брат-близнец. Армянский патриарх Аведик. Больной раком кожи лица. И даже – о, ужас! – популярный драматург Мольер, которого покарали за кровосмесительное супружество с собственной дочерью: «При выходе из театра он был схвачен, связан и с кляпом во рту брошен в карету. Под покровом ночи он вошел в тюрьму и провел весь остаток своей жизни в полной безвестности для мира»┘
Французский историк Жан-Кристиан Птифис тщательно изучил все версии (в том числе самые душераздирающие и невероятные), перелопатил груды документов. И пришел к выводу, что «эта история подобна детективу и дело должно быть расследовано беспристрастно, предельно точно и объективно, с рассмотрением всех «вещественных доказательств» и версий, подвергая их самой строгой исторической критике». Наибольшее доверие исследователя вызвали свидетельства тюремщиков, стороживших Железную маску: «Необходимо как можно чаще обращаться к подлинным архивным документам, в частности, к переписке между господином де Сен-Маром, под надзором которого находился заключенный, и двумя государственными секретарями, последовательно курировавшими тюрьмы, – Лувуа и его сыном Барбезье┘ Она должна служить путеводной нитью, поскольку эти письма писались, разумеется, не для того, чтобы ввести потомков в заблуждение».
Кто же он, пенитенциарный мистер Икс? Конечно, вот так запросто открывать тайну всех времен и народов будет суровым злодеянием перед потенциальными читателями. И все равно скажу: любителей легенд о несчастных принцах ждет разочарование. По мнению французского историка, человек в маске не являлся ни особой королевских кровей, ни дворянином, ни даже солидным буржуа и вообще был существом социально ничтожным. А корни мифотворчества тянутся к вышеупомянутому тюремщику Сен-Мару, которого Птифис величает фантазером и мистификатором, а английский писатель Джон Нун и вовсе параноиком... Именно благодаря скучающему Сен-Мару на простом зэке сначала появилась невиданная личина из железа, а потом – стойкая легенда о принце.
Хотя сага о Железной маске на этом вряд ли закончится, поскольку «легенды упрямы» и «редко когда склоняются под напором очевидных фактов», а «истина не обладает притягательной силой романа». Да и сама наука история литературе сродни: из такого сора растет┘