Василий Ульяновский. Смутное время. – М.: Европа, 2006, 456 с.
Благодаря Александру Дюма многие воспринимают XVII столетие как эпоху мушкетеров и дуэлей, интригана Ришелье и таинственной Железной маски┘ Это если брать Западную Европу. И на Руси в том же веке полно событий кровавых и загадочных: царствование Годунова, убийство царевича Дмитрия, Лжедмитрий (и не один), Марина Мнишек, поляки в Кремле, легендарный Сусанин, который то ли был, то ли не был...
Недаром то время прозвали Смутным. Русский вариант «Трех мушкетеров», правда, так и не написан, зато исторических трудов о Смуте много. Вот и еще один – работа киевского профессора Василия Ульяновского.
В предисловии научный редактор книги Вячеслав Глазычев подчеркивает ее ценность и новизну. Он хвалит автора, во-первых, за возможность «проследить тьму бесконечно важных частностей, позволяющих увидеть, что черное и белое – неподходящие цвета для того, чтобы разметить поступки людей, по жизням которых ехало колесо истории... Не обнаруживается ни вполне «прямых», ни вполне «кривых», чем больше вглядываешься, тем труднее разобраться в правых и виноватых┘» Во-вторых, «все занимательные шаги и шажки событий┘ старательно прослежены со всех сторон». Слово предоставляется и Самозванцу, и Марине Мнишек, и Шуйским с Романовыми, и монахам, и купцам. В-третьих┘
Впрочем, стоп. Все бы хорошо, но, во-первых, сложность (а то и невозможность) найти в истории правых и неправых – старая аксиома. Во-вторых, сориентироваться в многоголосье персонажей не так-то просто. Ульяновский решил не пересказывать все «перипетии борьбы Годунова и Самозванца», а сосредоточиться на участии в этом противоборстве Православной церкви (под церковью имеются в виду священники всех уровней – от дьякона до Патриарха). Однако «с целью сотворчества с читателем» автору пришлось «идти на крайне непопулярный в научных кругах шаг: многочисленное цитирование источников. Конечно, все эти цитаты загромождают книгу┘» «Загромождают» – мягко сказано: только в первой главе с трудно выговариваемым названием «Да мимо идет от мене чаша сия» (МФ. 26:39) как мотив религиозно-церковной деятельности Бориса Годунова 1604–1605 гг.» насчитывается 149 ссылок.
Ульяновский надеется, что «обширное┘ цитирование различных по времени, жанру и виду источников составляет объективную картину (не зависящую от авторских интерпретаций) в субъективной книге автора». Но это в геометрии хорошо и просто: совокупность точек образует красивую окружность или стройную прямую. А в истории множество разных точек зрения способно устроить кавардак и запутать неискушенного читателя.