0
743

16.11.2006 00:00:00

Остаются лишь смутные ощущения

Тэги: фантастическое кино, эпизод первый


Фантастическое кино. Эпизод первый: Сборник статей. – М.: НЛО, 2006, 408 с. (Кинотексты)

Самое странное, что эта книга вышла только теперь. И что в своем роде она – первая: научных изданий о фантастике в кино на русском языке до сих пор не было. А странно это потому, что фантастический кинематограф и в России, и тем более за ее пределами давно уже успел не только породить множество классичнейших явлений, но и миновать пору своего расцвета – вот-вот станет прошлым. На Западе вокруг него успела сложиться мощная интеллектуальная индустрия, не нашедшая у нас в отечестве почти никакого отклика – настолько, что при переводе иноязычных текстов для книги многие термины приходилось просто изобретать заново.

Итак, российские интеллектуалы и их зарубежные коллеги (представители почти исключительно англоязычного мира: американцы, одна австралийка и один голландец) наконец-то получили шанс совместными усилиями разобраться в том, зачем нынешним людям нужно фантастическое вообще и на экране – в частности; чем оно отличается от фантастического в литературе и что оно делает с человеком, который на все это смотрит?

Говорить пришлось – поскольку в первый раз – обо всем сразу, с почти энциклопедической плотностью. Поэтому, пока профессионально заинтересованный читатель будет осваивать пространство современной кинотеории, сравнивать между собой разные интерпретации «Бегущего по лезвию», представленные Александром Ф. Филипповым (Москва, ИГИТИ ГУ-ВШЭ) и Верноном Шетли (Бостон, колледж Велсли) с Алисой Фергюсон-Филипс (Голливуд), оценивать «альтернативную теоретическую историю» кинофантастики, придуманную Бруксом Лэндоном (США, Университет Айовы), или трактовку смысла спецэффектов у Натальи Самутиной (Москва, ИГИТИ ГУ-ВШЭ) и Карла Фридмана (Батон Руж, Университет Луизианы) – человек с менее специальными интересами тоже найдет, чем заняться. В работе Вивиан Собчак (Лос-Анджелес, Университет Калифорнии) он вычитает историю кинообразов фантастических городов – от «Метрополиса» (1926) и «Только вообразите» (1930) до «Темного города» (1997) и «Шоу Трумена» (1998). Культурологи Татьяна Дашкова (Москва, Институт европейских культур) и Борис Степанов (Москва, ИГИТИ ГУ-ВШЭ) предложат ему нетривиальный взгляд на фантастическое у Тарковского (и заодно – реконструкцию до сих пор очень мало изученной истории фантастики в советском кинематографе). Наконец, здесь дается представление о каноне жанра, о самых значимых для его развития режиссерах и самых авторитетных его исследователях. Получается своего рода введение в культурный пласт, который до сих пор оставался не вполне известным русскому читателю-зрителю.

И, наконец, общечеловеческое – о фантастике как выяснении отношений человека с реальностью. С будущим и прошлым, с выдуманным и настоящим, с человеческим и нечеловеческим – и с границей между ними, если ее вообще можно провести. Вот «Бегущий по лезвию» Скотта – весь о том, что граница человеческого – исчезающе-зыбкая, оттого и классика, тем и волнует зрителей и толкователей. Собственно, все знаковые фильмы – об этом: «Искусственный интеллект» Спилберга, «2001: Космическая Одиссея» Кубрика┘

Фантастика вообще – а кинематографическая, может быть, в особенности – оказывается связанной с очень глубокими культурными процессами и чутко их отражает. Фредрик Джеймисон (США, Дюкский университет) в классической статье 1982 года об идеологии фантастического и задачах утопии, правда, имеет в виду прежде всего литературу. Но как было обойтись без этого текста, когда в самом возникновении жанра так называемой научной фантастики он усматривает нечто крайне важное? А именно – симптом изменения в отношениях человека с историческим временем. Появление ее в XIX веке означало рождение чувства будущего (так и хочется добавить: а нынешнее увлечение фэнтези – не симптом ли вырождения этого чувства?). Изображая будущее, она позволила взглянуть на настоящее извне – пережить его как обреченное на утрату.

Когда Сергей Зенкин (Москва, РГГУ) замечает, что «в научной фантастике не бывает двоемирия: все, даже самые странные, события и предметы размещаются в одном мире, по отношению к которому нет ничего вполне гетерогенного» (ведь одно из «расхожих определений» науки состоит, между прочим, «в принципиальном непризнании Иного»), – задумываешься о том, что рождение и развитие фантастики – оборотная сторона утраты западным человеком восприимчивости к сакральному: радикально и непреодолимо Иному. Не отсюда ли желание увидеть Иное (об этом статья Натальи Самутиной), которое – в самой основе фантастического кино и которое никогда не удовлетворяется. Иное, меняя свои бесконечные облики, всегда ускользает, оставляя лишь «смутное ощущение нереализованных возможностей».

Да весь человеческий мир так устроен: Иное всегда ускользает. Просто фантастика откровеннее всего об этом говорит. Ничто так не характеризует реальность, как выдумка. Поэтому она и задевает за живое, а фантастическое кино – которое это, немыслимое, ускользание еще и показывает – оказывается самой сердцевиной и фантастического, и кинематографического, и в результате – «стимулом к развитию кино вообще». И только ли кино? Ведь фантастика оказывается, пишет Самутина, единственным жанром, претендующим «на то, чтобы заниматься границами человеческого мышления, проблематизировать понятие человеческого, жанром, способным думать о пределах и беспредельности».

Любители поворчать тоже найдут, к чему придраться. Почему, скажем, именно американцы представительствуют в сборнике за всю иностранную киномысль и вовсе не представлены, например, французская и немецкая традиции? Но на это возразить как раз легко. Перед нами лишь первый эпизод. Продолжение следует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1496
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1704
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1808
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4138

Другие новости