Татьяна Маврина. Цвет ликующий: Дневники. Этюды об искусстве. – М.: Молодая гвардия, 2006, 364 с. (Библиотека мемуаров: Близкое прошлое).
Татьяна Алексеевна Маврина (1900–1996) – график, живописец, книжный иллюстратор. В юности училась в легендарном ВХУТЕМАСе (на старших курсах – в мастерской Роберта Фалька), откуда вынесла тонкое понимание цвета (она так себя и называла – «ушибленная цветом»). Занималась станковой живописью, иллюстрировала классику: Бальзак, Стендаль, Золя, Гофман, Лермонтов┘ Потом пришло увлечение старинной архитектурой и фольклором. За иллюстрации к сказкам Пушкина и русским народным в 1975 году стала лауреатом Госпремии СССР, в 1976-м получила международную золотую медаль Г.Х.Андерсена.
В «Цвете ликующем» художница предстает как писатель (скорее, бытописатель) и искусствовед. Статьи, составляющие раздел «Этюды об искусстве», уже печатались в книгах и альбомах, газетах и журналах. Дневники публикуются впервые. Первые записи относятся к 1930-му, последние – за 1996 год. Каких-то глобальных внешних катаклизмов в жизни автора не происходило. Ее дневники – вместилище бытовых подробностей и природных наблюдений, маленьких «творческих отчетов», впечатлений от увиденных снов и прочитанных книг...
Судя по записям, потрафить литературному вкусу Татьяны Алексеевны было нелегко: «┘Читаю Хлебникова. Не нравится. Гениальность ему – право на разговор со звездами, но настроения и мечты молодого человека своего времени – скучно┘» «Читаю «Жизнь Мопассана». Мне кажется, Мопассан интереснее Толстого, не говоря уже о Достоевском, которого я, видимо, не терплю». «┘Читаю Ахматову о Пушкине. Какая вредная дама!..» И даже: «┘Скучно, скучно, и с Блоком скука┘» Смелое замечание. А ведь этот поэт был одним из ее кумиров: «Любовь к Блоку с юных лет долго пролежала на дне памяти. Вхутемасовские увлечения Маяковским, Каменским, Уткиным меня не коснулись. Блок остался. А строчки Ахматовой «┘И помнит Рогачевское шоссе разбойный посвист молодого Блока┘» заманили разыскать Рогачевское шоссе, а там и самого поэта, и нарисовать все, что увидишь». Итогом многолетних путешествий по блоковским местам стал альбом путевых зарисовок «Гуси, лебеди да журавли┘»
Большой любовью к человечеству художница, судя по дневникам, не пылала. В предисловии Анны Чудецкой дипломатично сказано, что «к людям она относилась не всегда дружелюбно и справедливо. Не каждая ее колкость нашла отражение в этом издании, но тех, что остались, достаточно». Сама Маврина гораздо откровеннее: «Именины Н.В. (муж, художник Николай Васильевич Кузьмин. – Г.З.) Анимаису (Анимаиса Владимировна Миронова, редактор издательства «Советский художник», близкий друг и помощница в издательских делах. – Г.З.) и Михаила пришлось принимать. Тошнехонько! И не могла даже этого скрыть». И так все время. То выставляет друзьям оценки за их поведение во время своей болезни, то жалуется на просьбы о помощи – «злюсь на новую докуку»┘ Так что запись конца 1969 года вполне закономерна: «Сколько людей меня ненавидит. Даже рядом».
Впрочем, художнику пристало быть одиноким и непонятым. Хотя Маврина и здесь в своем репертуаре: «16.1.69. Дожила до того момента, когда мои картинки нравятся. Надо делать что-то другое, что не нравится никому». Характер┘