Олег Валецкий. Югославская война. 1991–1995. – М.: Крафт+, 2006, 528 с.
Трезвый и спокойный голос, рассказывающий о войне, способен впечатлить достаточно сильно. В особенности если в некоторых событиях из описанного автор лично принимал участие. 1990-е годы, пропоровшие войной европейские страны (Югославия) и регионы бывшего СССР, породили, а точнее сказать, возвратили, тот странный тип неугомонных русских людей, которым есть дело до чужих страданий. Роль Героя 90-х годов занял Бандит, и это звание все укрепляется и укрепляется стараниями так называемых мастеров культуры. В то же время фигура Добровольца незаслуженно находится в тени или же используется только в патриотическом дискурсе. А ведь небезынтересно узнать о мотивации и жизни людей, по собственной воле оказавшихся на войне.
Вышедшая спустя несколько месяцев после первой, рассказывающей об истории русских добровольцев в гражданской войне в СФРЮ (Олег Валецкий. «Волки белые. Сербский дневник русского добровольца 1993–1999». М.: Грифон, 2006, см. рецензию Евгения Лесина в «НГ-EL» от 22.06.06), вторая книга Олега Валецкого «Югославская война» лишена уже автобиографичности, но авторский стиль узнаваем и неизменен. Именно в спокойном, лишенном эмоций перечислении событий, предпосылок и следствий заключена крайняя увлекательность, способная затронуть не только военного историка, но и человека, слабо представляющего себе, где находятся Балканы.
Олег Валецкий отнюдь не рисует радужно благородных картин, общий фон текста крайне спокоен и, как кажется, тяготеет к монотонности: «В городе хорошо себя зарекомендовало ведение огня вертикальными углами со взрывателями на замедление, что вело к разрушению подвалов и первых этажей зданий, особенно при использовании 155- и 152-миллиметровых орудий, и такие снаряды часто пробивали по две бетонные плиты».
Скорее подобный стиль характеризует автора как человека наблюдательного и не склонного к патетике, хотя антуража для этого достаточно. Действие происходит в Европе, Валецкий – наш современник, одного этого достаточно, чтобы заинтересовать внимательного читателя.
Валецкий анализирует тактику ЮНА (Югославской народной армии), дотошно разбирает ошибки командования. Пользуясь обширными источниками (список используемой литературы занимает с десяток страниц), автор показывает нам состояния общества предвоенной и вступившей в войну Югославии, знакомит с основными фигурами из мусульманской, хорватской и сербской частей единой прежде страны. Не обойдена вниманием и роль Запада, сыгравшего не последнюю роль в этой войне. При этом стоит отметить, что автор старается быть максимально беспристрастным (в работе, помимо сербских, использованы также мусульманские и хорватские источники).
«Не хотелось бы во всем оправдывать сербов, ибо дикостей было сделано много со всех сторон, но все же именно с мусульманской стороны произошла первая подобная провокация (речь идет о начале боевых действий в Сараево. – М.С.). Первого марта 1992 года трое мусульманских боевиков перед сербской православной соборной церковью на Башчаршии убили серба Николу Гардовича, священника Раденко Маровича ранили, а сербское знамя, традиционное на сербских свадьбах, сожгли. Руководителем этой тройки был Рамиз Делалич, о котором открыто говорились как о человеке Здравко Мустача, довоенного шефа союзной ДБ (Державна Безбедност, аналог советского КГБ. – М.С.), отбывшего потом в Хорватию. Очевидно, что «кровавая свадьба» произошла не случайно, и СДА (Странка демократскоj акции, Партия демократического действия. – М.С.) явно ожидала шага сербских вождей по блокированию баррикадами въездов и выездов в Сараево, что и произошло на следующий день. Все это сопровождалось участившимися словесными, физическими и вооруженными столкновениями между людьми. Только слепец не мог заметить, что готовится война».
Многие источники подчеркивают, что до начала войны Сараево было прекрасным местом для жизни, и все это могло бы показаться чем-то узкоспециальным, когда бы не было столь актуальным. События, приведшие процветающую страну к развалу и отделению республик, превратившие богатый светский город в оплот фундаменталистов, заслуживают внимательного изучения именно в России, и именно для российского читателя книга и предназначена.