0
874

12.10.2006 00:00:00

Жжем все – от дубин до икон

Тэги: история, сознание, бунин


Что-то у нас не так с народным самосознанием. Похоже, оно себя очень плохо сознает, а об окружающем мире и говорить не приходится. Народ, не помнящий никакого родства, вроде Ивана из поговорки, не знающий собственной истории даже в самом сжатом виде. И речь ведь вовсе не про дату битвы на Калке – черт с ней, с этой Калкой! Нет, мы как-то так невинно не помним то, что было лет тридцать, пятьдесят, шестьдесят назад┘ Зачем это – оно ведь быльем поросло, «уже не актуально», «не прикалывает»┘

Что, интересно, в разрезе памяти и традиции делать с народом, который только и знает, что «париться», «прикалываться» и «зажигать»? Был ли он всегда таким или, может, Октябрьская революция его перелопатила: одних в землю закопала, других из этой земли, из «грязи» вывела в довольно-таки сомнительные князи┘

Пишет Иван Бунин в «Окаянных днях», что «светит солнце, идут люди, стоят у лавок очереди┘ и опять тупость, безнадежность┘ Зачем делать что-нибудь? В этом мире, в их мире, в мире поголовного хама и зверя, мне ничего не нужно┘ «У нас совсем особая психика, о которой будут потом сто лет писать». Да мне-то какое утешение от этого?.. «Этим записям цены не будет». А не все ли равно? Будет жить и через сто лет все такая же человеческая тварь, теперь-то я уж знаю ей цену!»

Действительно, в чем-то прав здесь академик Бунин: вносит он свою лепту в историю нагрянувшего хама. А может, все-таки хам этот ниоткуда не нагрянул, а жил себе да поживал в сердцах, пока не вылупился на свет Божий в очередной раз (потому что на Руси этих разов было черт знает сколько)?

«┘На этих лицах прежде всего нет обыденности, простоты. Все они сплошь резко отталкивающие, пугающие злой тупостью, каким-то угрюмо-холуйским вызовом всему и всем┘»

Через сто лет ситуация действительно не сильно переменилась, тут с Буниным нельзя не согласиться.

Был он едким, самоупоенным и злым, но психика у него и впрямь была особая. Такая психика попадается и сейчас – все реже. Это психика видящих, в отличие от невидящих. Тех, кто может связать вчера и сегодня и сделать вывод, каким может быть завтра. Они могут быть очень непривлекательными, эти люди, но в отличие от народа, привыкшего быть – по настроению – «то дубиной, то иконой», они более или менее ровны. Их в первую очередь истребляют – равновесие народу не к лицу, его как-то эдак бросает из стороны в сторону, а эти «интеллигенты» все держатся, им «хочется культурки».

Они – в центре народного самосознания и пытаются это самосознание в самих себе и в разваливающейся российской культуре удержать от резкого превращения – то в исступленную святость, то в беспробудный кровавый кошмар. Так что их записям, безусловно, «цены нет».

А народ как зажег в семнадцатом году, так до сих пор и зажигает┘ Уже и жечь, в общем-то, нечего, все истребили, даже памяти не осталось, а он все туда же.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1005
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
899
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1031
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
935

Другие новости