0
929

21.09.2006 00:00:00

Сами и виноваты

Тэги: большев, диссидентский дискурс и русская история


Александр Большев. Диссидентский дискурс и русская история. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005, 116 с.

Петербургский литературовед Александр Большев предупреждает сразу: его книга – не исследование политического инакомыслия в России. Это скорее выявление мотивов такого инакомыслия (и особенностей его выражения), неявных, как водится, даже для самих инакомыслящих – собственно, для них в первую очередь.

Основная идея в том, что сражались диссиденты не столько с ненавистной властью, сколько «с ветряными мельницами, с тенями, порожденными собственной фантазией», – в конечном счете сами с собой. А власти-то как следует и не разглядели.

«Феномен диссидентства вообще, – полагает Большев, – в значительной мере связан с тоталитарными неврозами, вырастает из них и является своеобразной формой их изживания». Он ловит своих героев на противоречиях (на чем, надо полагать, без особого труда можно поймать любого), уличает в непоследовательности, неполной искренности, даже прямой лжи. Впрочем, он и сам признается, что ему не слишком симпатичны диссидентская стилистика, риторика, среда (за исключением разве двоих ее представителей – Андрея Амальрика и Юлия Даниэля), поэтому не может обещать читателям полной беспристрастности.

Так или иначе, опираясь на тексты, созданные советскими диссидентами в 1960–1980-е годы, Большев доказывает: едва ли не основная причина ненависти диссидентов к советской власти – чувство собственной вины за ту или иную степень соучастия в ее делах. Признать эту вину и принять на себя всю ответственность за нее слишком трудно, потому она и проецируется на объект критики: Тоталитарное Государство. И критика их – «невротическая критика». Чем сильнее и неприемлемее собственная вина, тем больше демонизируется противник. Критики обманываются, потому что сами обманываться рады.

«Когда мы в очередной раз обрушиваем проклятия на негодяя-чиновника, губернатора, президента», мы на самом деле ругаем себя. Просто не хотим этого признать и заняться тем, чем только и стоит заниматься: собственными делами.

Поэтому-то, полагает Большев, диссиденты, ослепленные собственными проблемами, не увидели подлинного смысла отечественной истории. Самому автору это, разумеется, удалось.

На самом деле все было так, как надо, только так, как могло и должно было быть, и других вариантов не было. Тоталитарное большевистское государство (от симпатии к которому Большев тоже далек) возникло затем, чтобы одержать победу в Великой Отечественной войне. Так предусмотрело (цитирую буквально) Провидение.

Даже слепая диссидентская ненависть к этому глубоко продуманному Провидением государству была Им предусмотрена и пошла на пользу делу: «невротическая ненависть, овладевающая массами, есть средство, используемое Провидением для реализации замыслов, не доступных человеческому уму».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2021
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1293
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
957
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1260

Другие новости