Константин Богданов. О крокодилах в России. Очерки из истории заимствований и экзотизмов. – М.: Новое литературное обозрение, 2006, стр. 352.
Несмотря на несколько игривое название, книга историка Константина Богданова (Констанца, Германия) достаточно академична. Она о том, как воспринимались идеи, вещи, образы и понятия, о которых в России было лишь теоретическое представление (те же крокодилы).
Ученый реконструирует особенности отечественного менталитета через те трактовки и свойства, которые приписывались инокультурным заимствованиям. Подобный процесс был по-своему творческим, имела место «история переосмысления заимствуемых ценностей». Он затрагивал элиту и массы, власть и народ, западников и славянофилов. Так, например, основное понятие славянофилов «народность» – всего лишь не очень грамотная калька французского nationalite – национальность.
Касаясь собственно крокодилов, Богданов прослеживает их восприятие в России, начиная от апокрифических и летописных текстов, в которых они зачастую предстают как инфернальные персонажи. Однако, «обладая прагматической (номинативной и коммуникативной) функцией», они относились в значительной степени к пустым понятиям, так как «русский средневековый грамотей не слишком хорошо представлял, что такое крокодил, но он знал, что это нечто страшное». В постпетровскую эпоху отрицательный коннотат по отношению к крокодилу продолжал сохраняться. Александр Сумароков и Гаврила Державин проецировали его в качестве метафоры по отношению к врагам России. Федор Достоевский через образ крокодила высмеивал революционное начало в современной ему общественности, в том числе и Николая Чернышевского.
Одновременно возникают коннотации, вносящие в «тривиальный дискурс повседневности элементы экзотики, непредсказуемости, абсурда и игры». Можно вспомнить пародии на русских символистов философа и поэта Владимира Соловьева или же «Романтические цветы» Николая Гумилева, а позже стихи Корнея Чуковского, фельетоны Михаила Булгакова или же сказки Эдуарда Успенского.
Несмотря на кажущееся «знание» крокодила в постсоветском пространстве, он остается некоей отсутствующей структурой. К пятидесятилетию президента Путина глава Молдовы Владимир Воронин «вручил юбиляру хрустального крокодила, заметив при этом, что крокодил назад не ходит. Заметим, что с зоологической точки зрения Воронин неправ: крокодил назад ходит».
Можно в продолжение шутливого названия работы Богданова (и одновременно в качестве дополнения) вспомнить, что боевой вертолет Ми-24 («хайнд», согласно натовской классификации) в просторечии называется «крокодилом». Так что Россия не только родина слонов, но и летающих крокодилов.