Борис Соколов. Тайны русских писателей. Расшифрованная русская литература. – М.: Яуза, 2006, 672 с.
В новой книге филолога и военного историка Бориса Соколова собраны статьи, касающиеся малоизученных или неизвестных фактов жизни и творчества отечественных писателей: от Ивана Баркова и Аполлона Майкова до Виктора Пелевина и Виктора Ерофеева. Затрагивается вопрос авторства «Тихого Дона» и подлинности «Велесовой книги».
Рассматривая знаменитую «Легенду о Великом Инквизиторе», Соколов обращает внимание на интертекст, отсылающий к поэме «Приговор» близкого друга Достоевского Майкова. Она повествует об осуждении Иоганна (Яна) Гуса на Констанцском соборе. Как и Великий Инквизитор у Достоевского, глава собора постился в пустыне. Поэму Майкова и роман Достоевского также объединяет антикатолический пафос.
Реконструируя круг иностранных друзей Булгакова, Соколов обращает внимание на американского журналиста Юджина Лайонса, ставшего впоследствии крупным советологом. Именно Лайонсу принадлежит авторство неологизма «гомо советикус». Судя по всему, Лайонс снабжал своего русского друга новинками литературы, вышедшей в эмиграции. В частности, им был передан «Иисус Неизвестный» Дмитрия Мережковского, повлиявший на написание «Мастера и Маргариты».
Соколов определяет прототип полковника Най-Турса из «Белой гвардии». Им оказался генерал-майор Белой армии Николай Шинкаренко. Как и герой Булгакова, он был кадровым кавалеристом, только служил не в Белградском гусарском полку, которого не существовало в Императорской армии, а в 12-м уланском Белгородском. Помимо общности биографии обращает на себя внимание и схожесть портретов. Сходны гибель булгаковского героя и обстоятельства ранения Шинкаренко. Оба с пулеметом прикрывали отход своих. Кстати, Шинкаренко тоже не был чужд литераторству. Он автор романов «Тринадцать щепок крушения» и «Вчера». В последнем описаны антисоветское восстание в Чечне в 20-х годах. Если учесть, что Шинкаренко нелегально проникал в СССР, возможно, его роман основан на реальных событиях.
Критично с точки зрения не только литературоведа, но и историка рассмотрен роман Георгия Владимова «Генерал и его армия», который действительно во многом вторичен по отношению к предшествующим художественным текстам, а также изобилует неточностью реалий. Не менее строго рассмотрено творчество Виктора Ерофеева, его сильные и слабые стороны. По мысли автора, оно отражает расколотость русского национального сознания, духовную опустошенность вчерашних рабов и сегодняшних банкротов.
Строгий диагноз. Слава Богу, не посмертный.