0
1727

07.09.2006 00:00:00

Текст в большом городе

Тэги: обсуждаем секс в большом городе, акасс, маккейб


Обсуждаем «Секс в большом городе»/ Под ред. Ким Акасс и Джанет МакКейб. – М.: Ad Marginem, 2006, 316 с.

Способов поведения интеллектуала в современном мире массмедиа всего два: плюнуть на все это безобразие (вариант – «схватить автомат и убивать всех подряд», Егор Летов) и попытаться найти точки пересечения своего мира с общим миром, нащупать смысловые узлы в местах пересечения моих интересов и интересов мира. Мир масс-медиа, правда, таких точек предоставляет все меньше. Сериал «Секс в большом городе» (1998–2002) стал в этом смысле важным подспорьем для английских и американских интеллектуалов – большое количество статей о сериале вначале появилось в СМИ (Times, the Guardian; глянцевые Salon и Nation), потом подключились профессора нью-йоркских и бостонских университетов, лондонских fashion-колледжей, потом все это оформилось в сборник «Обсуждаем «Секс в большом городе».

Темы затрагиваются типичные для структуралистского анализа: «одинокая девушка и социокультурные контексты», «секс и гражданственность», естественно, «оргазм и власть», и без третьей волны феминизма тоже не обошлось, но интересует нас не это. Интересен сам феномен появления интеллектуальной дискуссии вокруг явления поп-культуры.

Университетские черви в каком-нибудь штате Иллинойс ничем не отличаются от университетских червей где-нибудь в Новосибирске: и те, и другие и там, и здесь читают много, а получают мало и с каждым днем пугливо отмечают, что мир в их услугах нуждается все меньше. Однако наши черви в отличие от американских забывают о том, что задача интеллектуала – и даже святая обязанность – шевелиться, барахтаться при любых обстоятельствах, превращая молоко жизни в сметану осмысленного бытия. Вот западные интеллектуалы и барахтаются – именно поэтому мы ссылаемся на них, а не наоборот.

При известном усилии продукт поп-культуры может и у нас стать толчком для рождения новых смыслов. Так, в прошлом году Александр Дугин попытался осмыслить российскую поп-музыку (Поп-культура и знаки времени. – СПб.: Амфора, 2005). Название глав говорит само за себя: «Зилинаглазаэ такси», «Мармеладъный», «Непрерывный холизм Тани Булановой». Дугин попытался навесить попсе побольше интерпретаций – типа вы думаете, что попса бывает хорошая и плохая, а я думаю, что чем хуже попса, тем она лучше, и чем она лучше, тем она хуже (нужно мыслить не бинарными оппозициями, а четырехгранным кадансом). Однако читать это все невозможно, за исключением статей о Шише Брянском или Псое Короленко – все прочее напоминает старинную театральную приговорку «о чем говорить, когда нечего говорить?». Все-таки кое-что зависит и от самого предмета разговора.

В этом смысле интеллектуальная ценность обсуждаемого сериала «Секс в большом городе» тоже вызывает двоякое ощущение: то ли это грандиозная афера – как писал Бурдье, «попытка увеличения символического капитала» гламурного образа жизни – путем помещения его в поле интеллектуального дискурса. То ли действительно сериал получился особенным, выбивающимся из общего ряда телепродукции: сочинение, оказавшееся заряженным смыслами в гораздо большей степени, чем этого даже хотели его создатели (о популярности сериала на Западе и у нас написано много, не будем повторяться).

К этому и сводится общий пафос сборника: сериал вскрыл главные культурные проблемы современного общества – способы существования одинокой успешной женщины, смена гендерных ролей в большом городе, ситуация постфеминизма (девочки, родившиеся после 1968 года, пишет Астрид Генри, профессор из штата Индиана, не знакомы с ситуацией «до свободы»: это как раз и усложняет им жизнь – они не знают, ради чего затевалась борьба).

Авторы сборника сходятся на мысли, что секрет успеха «Секса в большом городе» в том, что наряду с явными героями – четырьмя успешными женщинами – в сериале присутствует еще как минимум один, скрытый: это и придает сериалу интригу и энергию. В качестве скрытого героя предлагаются: сам Нью-Йорк, одежда и обувь известных марок, геи (версия Дэвида Гревена из Бостона: все мужчины в сериале играют роль бутафории, а сами героини ведут себя именно как геи – с частыми сменами партнеров, принципиально внебраковой ситуацией и т.д)

Как мне видится, главный, скрытый герой сериала – все же ум. Любое действие (включая секс) освящается и поверяется размышлением героинь – и это совершенно новое качество для сериала в принципе. Культурологи это заметили первыми и создали прецедент, присвоив таким образом продукт поп-культуры. Теперь «Секс в большом городе» – единица и их успеха, потому что отныне они имеют право сказать: «Без нас вы бы в этом сериале ничего не поняли».

Крайне забавен и еще один аспект сборника. Дело в том, что способность покупать (пишут Стелла Бруцци и Памела Ч. Гибсон) – это власть. И самостоятельность – это власть. И даже хорошее настроение – это власть. То есть женщины нового типа, которых и представляет сериал, совершая множество покупок (в каждой серии) – действие, которое, казалось бы, характеризует их как рабынь общества потребления, – таким образом проявляют свои властные претензии. Этот простой и обескураживающий парадокс – покупая, мы делаемся господами или рабами? – пожалуй, наиболее сильный в книге. Судя по количеству покупок, совершаемых женщинами по всему миру, речь уже не о волне феминизма, а о тотальном наступлении по всем фронтам, с танками и артиллерией. Скоро они и нас покупать начнут. Всего вам доброго.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Ярослав Вилков

Работники «Мособлэнерго» ремонтируют линии электропередачи и строят подстанции в Донецкой народной республике

0
1640
В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

0
3204
Системные партии наращивают агитационную агрессию

Системные партии наращивают агитационную агрессию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На выборы патриотической Госдумы системная оппозиция устремилась загодя

0
2679
Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

0
2382

Другие новости