Анри Труайя. Палитра сатаны: Рассказы/ Пер. с фр. И.Васюченко, Г.Зингера. – М.: Текст, 2006, 317 с.
Анри Труайя (настоящее имя – Лев Тарасов; родился в России в 1911 году, накануне октябрьского переворота он и его семья перебрались во Францию) – по образованию юрист, по призванию писатель, лауреат Гонкуровской премии, автор многочисленных романов и беллетризованных биографий, в том числе и недавно вышедшей биографии Шарля Бодлера. Французский писатель русского происхождения, пишущий так, как и должен писать настоящий французский писатель после Флобера и Бальзака, после Бодлера и Рембо, чтобы сразу стать родным и понятным любому русскому.
«Палитра сатаны» – шесть рассказов, шесть вариантов переплетения реальности и вымысла┘ «Мне думается, каждый романист – фокусник», – пишет Труайя в предисловии к одному из рассказов. И это правда – даже если он взялся писать рассказы (да и что такое рассказ, как не концентрированный роман?!)
«Разогнавшись, он принимается жонглировать персонажами и предметами, столь же различными, как шарики из настоящего агата и мыльные пузыри». Точнее и не скажешь. Постоянный контраст. Действие и бездействие, правда и обман, творчество ради творчества и творчество на потребу капризной публики, наказание смертью и наказание жизнью, такой обычной, ничем не приметной, вяло текущей жизнью┘ Вот они – темы рассказов Труайя. Ирод, умирающий в муках, но при этом с совершенно спокойной совестью. А кто сказал, что Ирода должна мучить совесть? Маленькая девочка, придумавшая историю о том, как к ней приставал «дядя» и давал за вытерпленные ласки мятную конфетку («дядю» после этого засадили в тюрьму по-настоящему). А кто сказал, что маленькие девочки не способны на такие фантазии? И что одна маленькая девочка не способна надуть всю систему правосудия, опытных следователей и психологов в придачу?
В рассказах Труайя есть все: размышления о жизни, размышления о призвании Художника (Творца – с большой буквы), ирония, переходящая в сарказм. Вся наша жизнь – это даже не театр, это какой-то карнавал, тряпье и маски, сплошной гротеск: прекрасное граничит с уродством, роскошь – с нищетой, возвышенное – с низменным, трагическое – с комическим, фантастическое – с обыденным.
Наиболее отчетливо это явлено в рассказе «Палитра сатаны», давшем название всему сборнику. В центре повествования итальянский живописец XVI века, предтеча сюрреализма – Арчимбольдо. Человек, живший среди карнавала и создававший этот карнавал собственными руками. Увлекающийся алхимией мечтатель, ожививший свои сны на холсте, придавший человеческое обличье предметам мира неодушевленного. И одновременно художник, который погряз в постоянных заказах современников, отслеживающих моду на все странное, художник, который, пытаясь наделить живой искрой неодушевленные предметы, в итоге эту искру очень часто безвозвратно терял.
Что есть творчество? Кому оно должно служить – сатане ли, богу ли, публике ли? Что воспевать – красоту или уродство, жизнь или смерть? Талант – дар свыше или проклятие?
Палитра сатаны. Перо сатаны. Повседневности сатаны. И все это – жизнь как она есть. И сатана здесь уже ни при чем.