Музей-заповедник «Царицыно»: дворцовый ансамбль. Парк. Коллекции. – М.: Новости, 2005, 248 с.
Царицыно второй год в городских новостях: в усадьбе достраивается царский дворец. Капитальный труд о нем вышел под конъюнктуру, но это не конъюнктурный, а выношенный труд. Книга «Царицыно» написана Лидией Андреевой, Ольгой Докучаевой и Алевтиной Барановой – ведущими сотрудниками музея, лучшими знатоками своего предмета.
Быстро минуя предысторию усадьбы (время, когда она принадлежала Годуновым, Голицыным, Кантемирам и называлась Черной Грязью), авторы подробно останавливаются на истории и архитектуре дворцово-паркового ансамбля императорской эпохи.
Зрительный ряд книги и содержателен, и просто радует глаз. Это отчасти фотоальбом, завороженный картинами усадебной золотой осени. Однако тексты, сопровождающие их, не по-альбомному глубоки. История строительства и разрушения Царицына, его масонский (баженовский), любовный (потемкинский) и руинный мифы – словом, все, что так волнует читательское воображение, прокомментировано документами и письмами разных лиц, начиная с Екатерины Второй.
Отчасти это книга архитектурной графики. Сохранившиеся и несохранившиеся павильоны и дворцы представлены фасадами и планами. Их предваряют «Генеральный план Царицына» баженовского времени и знаменитая баженовская «Панорама села Царицына», поданная крупно, «распашонкой». Здесь же электронные трехмерные реконструкции утраченного.
Собственные комментарии авторов – например, о связи царицынского ансамбля с принципом московского Пречистенского дворца – удивят всех, кто не следил за интеллектуальными успехами москвоведения последних лет: «Включение Кавалерского корпуса в треугольник дворцовых зданий могло иметь в 1775 году реальную подоплеку, поскольку дворец на Пречистенке, спешно построенный к приезду Екатерины II в Москву, объединял три дома. Они предназначались для императрицы, наследника престола с супругой и Г.А. Потемкина. Возможно, эта ситуация была отражена на начальной стадии проектирования дворцового ансамбля в Царицыне – в первом, не дошедшем до нас варианте генерального плана. Во втором, утвержденном императрицей и осуществленном, Кавалерский корпус не имел характера жилого здания, предназначенного только для князя».