Телесный код в славянских культурах. – М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 2005, 270 с.
Сто лет назад Корней Чуковский язвил, что-де «русская порнография не просто порнография, как французская или немецкая, а порнография с идеей». Но штука в том, что она всегда и везде была с идеей. О каком бы аспекте телесного – пусть даже самом низком! – мы ни говорили, идеи нам не миновать.
Вот и доказательство: сборник материалов научной конференции, прошедшей в Институте славяноведения и балканистики РАН. Ученые из России, Германии, Китая, Польши, Хорватии и Швейцарии обсуждают смыслы, накопленные телом за многие века и получившие особенную актуальность в прошлом веке.
«Весь ХХ век, – пишет ответственный редактор сборника Злыднева, – с его трагическим опытом и многообразными репрессивными технологиями говорит на языке тел». И все же ушедшее столетие приписывает себе честь революционного открытия телесной тематики не совсем по праву. Без телесных метафор и вообще без интенсивных отношений с телом – как явствует из вошедших сюда текстов – ни одна область культуры не обходилась никогда.
Тематические разделы книги посвящены телу в языке и коммуникации, в литературе, в театре и в изобразительном искусстве. Но это деление условно: на самом деле речь идет и о науке, и о религии, и о восприятии мира вообще.
В христианстве, кстати, дело тоже не сводилось к противопоставлению тела и духа. Тело часто понималось не как соперник духа, но как его помощник и соратник, по крайней мере как его незаменимый инструмент. Мельников обращает внимание: для культуры барокко духовное преображение мыслимо лишь через плоть, отсюда барочная избыточная эмоциональность и чувственность – «подчеркивание телесного компонента, который в основе своей уже внутренне преображен, насыщен божественным светом как путеводным ориентиром». А исследователь из Польши Малгожата Бурта пишет, что члены польской секты «Кружок Дела Божьего» (ХIХ век) видели в теле «зримое орудие действий незримого духа».
Выходит, что в теле, как пишет хорватский ученый Йосип Ужаревич (автор, кстати сказать, одного из самых интересных текстов – о «нейросемиотическом теле»), действительно «как в фокусе┘ собрано и скомпоновано» все: «материя, дух, ум, красота, превратность, сила, тленность, уродство, надежда на воскресение».