Вильям Райан. Баня в полночь: Исторический обзор магии и гаданий в России/ Пер. с англ. – М.: НЛО, 2006, 720 с.
Книга английского слависта Вильяма Ф. Райана рассматривает разнообразные формы суеверий, характерных для отечественного менталитета. Ученый пишет об основных персонажах колдовских действий: колдунах, ведьмах, знахарях и о самой магии, которая предстает в виде гаданий, заклинаний, толкований снов, астрологии. Соотносит национальный магический опыт с аналогичными формами, распространенными в Западной Европе и Византии, прослеживает влияния.
В принципе магическую и колдовскую практику можно разделить на два вида. К наиболее древним формам относится магия, восходящая к язычеству. Сюда можно отнести волхвования, ведовство, materia magica, связанную металлами, минералами, травами и животными. Пользуясь языческой магией, например, при помощи когтей орла, можно выбраться из могилы (совет не помешал бы героине Умы Турман во второй части «Убить Билла»), а жир и кровь воробья берегут от мороза.
Другим вариантом является магия, ориентирующаяся на христианство. Помимо невинных гаданий на Псалтири или использования в качестве амулетов библейских и апокрифических текстов («Послание господа нашего Иисуса Христа с небесе спадшее», «Сон Богородицы») имели место и прямые пародии на христианский культ. К ним можно отнести колдовские ритуалы в бане, которая противопоставлялась церкви. Баня наряду с амбаром, кладбищем и перекрестком дорог считалась местом обитания демонических сил, пограничьем с иным миром. Отдельно стоит упомянуть магическую нумерологию и астрологию, восходящую к каббалистическим учениям.
Ошибочно однако воспринимать отношение православия и магии в народном сознании как противопоставление, восходящее к богоборчеству. Еще историк Василий Ключевский отмечал, что сложные для обыденного восприятия религиозные догмы, адаптируясь, могут серьезно деформироваться. Святая Троица предстает Христом, Богородицей и Николаем Угодником. В одном из «духовных стихов» можно прочитать: «а я верую в Троицу Святую, аще в Христа Бога Великого». Причудливый сплав христианства и магии Ключевский назвал «народным православием». Подобные процессы присутствовали и в средневековой Европе, создавая во многом схожий с российским мир колдовства и демонологии.
Колдовство и магия предлагали способы разрешения бытовых и личных проблем. Вот, например, рецепт семейного счастья: натрите невесту сырой рыбой, которую впоследствии должен съесть жених. Другой рецепт предлагает задушить рыбу во влагалище, а затем предложить мужчине в качестве возбуждающей пищи и одновременно с целью сохранения любви. Этакая виагра. Так что когда друзья приглашают в баню под Новый год, все произойдет как в фильме. Только придется еще съесть рыбу.