0
1138

15.06.2006 00:00:00

А где тут плен?

Тэги: кризис 19141920 годов, будницкий, еврейство


Мировой кризис 1914–1920 годов и судьба восточноевропейского еврейства / Отв. ред. О.Будницкий. – М.: РОССПЭН, 2005, 448 с.

Сборник, составленный по материалам одноименной конференции, организованной Международным исследовательским центром российского и восточноевропейского еврейства и прошедшей в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Статьи ученых из России и Белоруссии, США и Великобритании, Литвы и Польши, Израиля. Из предисловия редактора сборника: «Отношение русского военного командования к евреям и особенности военных погромов, повседневная жизнь евреев в прифронтовой зоне, сионистское движение, еврейские религиозные общины и политика советской власти по отношению к ним...» Все так.

Особо стоит отметить работу Бориса Колоницкого «Евреи и антисемитизм в делах по оскорблению членов российского императорского дома». Царя ругали все. И евреи, и антисемиты, и простой русский народ. «Император Николай II в различных делах предстает как разный персонаж. Иногда он описывается как активный и деятельный злодей, который предается разврату и продает Россию». Вот-вот. Тут и спорить не о чем. Тут русские и евреи согласны. Правда, когда тех и других волокли в кутузку, русского нетрудно было отличить от еврея: «Русские крестьяне весьма часто ссылались на то, что в момент оскорбления они были пьяны. При этом степень собственного опьянения они задним числом преувеличивали. Не без основания они полагали, что власти будут считать это смягчающим вину обстоятельством. Обвиняемые же евреи практически всегда отрицали свою вину».

Интересны работы о шпионах и проституции времен Первой мировой (Франк Шустер), о казаках и их роли в погромах (Джон Клиер): казаки, во всяком случае до революции, больше участвовали в подавлении погромов, а не в самих погромах, о евреях на фронтах Первой мировой и Гражданской войн, о мифах относительно уклонения евреев от службы: «┘в период Первой мировой войны в русскую армию было призвано от 400 до 500 тыс. евреев, т.е. без малого 10% еврейского населения, и в то же время, вопреки объективным данным, мнение об уклонении евреев от воинской службы было широко распространено┘» (Олег Будницкий, «Еврейские батальоны» в Красной армии»). Формировались «еврейские батальоны» в Красной армии не слишком правда успешно: «┘полк, сформированный в Одессе, состоял на 80–85% из евреев. Обучить людей хоть мало-мальски военному делу не успели, и в боях бывали случаи, когда красноармейцы просили зарядить им винтовку» (Олег Будницкий, «Еврейские батальоны» в Красной армии»). Фрагмент из записки политработников упомянутого полка: «Дело в том, товарищи, что существование нашего полка на фронте петлюровском есть просто-напросто антисоветская агитация. В тот момент когда контрреволюция главным своим оружием здесь на Украине избрала антисемитскую агитацию, существование полка, состоящего исключительно почти из евреев, является преступлением перед Великой Революцией, так как наше появление в какой-либо деревне является живой антисемитской пропагандой». Похоже на анекдот, помните: а где тут плен? В то время, впрочем, было не до анекдотов. И люди воевали всерьез. И Красная армия победила, никакая антисемитская агитация и прочие пакости белобандитов не помогли.

Потом, конечно, революция начала пожирать своих детей – и евреев, и коммунистов, и крестьян с рабочими. Кого раскулачили, кто пострадал от государственного советского антисемитизма. Но тогда еще мечтали. Было даже подразделение: Еввоенсек. Еврейская секция Отдела интернациональной пропаганды Политуправления наркомвоена УССР. Тут все вызывает слезы, особенно в связи с безумием в Крыму, аббревиатура УССР.

Революция, кровь, война – сильные потрясения. А потому приводят к всплеску еще и литературному: «1919 год, принесший массовые бедствия евреям Украины и Галиции, положил начало новой эпохе в поэзии на идиш. Пять молодых поэтов – Лейб Квитко (1890–1952), Перец Маркиш (1895–1952), Давид Гофтштейн (1889–1952), Ури-Цви Гринберг (1896–1981) и Мойше-Лейб Галперн (1886–1932) – заявили о своем вступлении в литературу публикациями первых поэтических сборников» (Михаил Крутиков, «1919 год – революция в еврейской поэзии»). Пять сборников в один год. Первые трое – известные советские поэты, кстати, поглядите на дату смерти у них – комментарии излишни, по-моему.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1660
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1859
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1972
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4348

Другие новости