Поколение в социокультурном контексте ХХ века. – М.: Наука, 2005, 632 с.<br>Юрий Фохт-Бабушкин. Искусство в жизни молодых поколений России. – СПб.: Алетейя, 2005, 320 с.
Проблема поколений в знакомом нам виде – очень поздняя: ей от силы два века. Ее породил своеобразный комплекс ценностей, культурных сценариев, известный под названием «проект Модерн». Традиционные общества не знали конфликта отцов и детей. Модерн с его требованием радикального разрыва с прошлым превратил спор поколений в бесконечность, которую так и хочется назвать дурной. Каждое следующее поколение обречено отталкиваться от предыдущего, заново придумывать для себя мир – и множество отличительных признаков, чтобы, не дай бог, с другими не спутали. Это уже культурный прессинг: хочешь ты или не хочешь – а вынужден по-новому смотреть на музыку и книги, на чувства и отношения, на небо и землю┘ Лишь бы не повторять уже бывшее. Лишь бы самому не повторяться.
Московский социолог Юрий Фохт-Бабушкин показывает, как инструментом поколенческих различий становится искусство. Значения, которые оно приобретало для разных поколений отечественных школьников – от 1920-х годов до начала 2000-х, – связаны с душевной стилистикой поколения в целом, с типичными жизненными позициями, биографическими сценариями.
Искусствоведы, социологи, историки и культурологи, чьи работы объединены в сборник «Поколение в социокультурном контексте», пишут о том, как самоопределение поколений приводит к множественности культурных миров. Принадлежность к поколению определяется не столько датой рождения, сколько тем, какой культурный мир ты выбираешь. А самые значительные события происходят на разломах миров, поверх границ. Так, Толстой в свое время поразил Некрасова тем, что показался ему писателем допушкинской эпохи, явившимся прямо из XVIII века – от Руссо и Радищева. С другой стороны, именно Толстой, родившийся гораздо раньше Добролюбова и Писарева, по мнению исследователя Николая Хренова, нигилизм и народолюбие шестидесятников он выразил радикальнее и глубже, чем они сами.