Николай Горелов. Царствие Небесное: Легенды крестоносцев XII–XIV веков. – СПб: Азбука-классика, 2006, 448 с.
Однажды Станислав Ежи Лец отметил, что «в каждом столетии есть свое средневековье». Тем самым польский поэт и сатирик невольно поспорил с другим мастером афоризма – русским писателем-эмигрантом Марком Алдановым, который утверждал, что «пулемет заменил пищаль – вот и весь прогресс с XVII века». Читая книгу современного отечественного историка Николая Горелова о крестоносцах, невольно склоняешься к взгляду Алданова.
Горелов приводит множество легенд, преданий и хроник, возникших на Святой земле, в том числе историю «Крестового похода детей». Легенды связаны не только с Крестовыми походами и тем в значительной степени враждебным окружением, с которым рыцарям пришлось столкнуться на Ближнем Востоке. Они описывают нравы не только «языческого» (а точнее, исламского) мира, но и восточное и западное христианство. Парадоксально, но рыцарские легенды и хроники нередко представляют мусульман в гораздо более выгодном свете, чем самих крестоносцев. Вот, например, Цезарий Гейстербахский, которого цитирует Горелов, в своих «Диалогах о чудесах» пишет, как «добродетельный и благочестивый» султан Норадин (сын знаменитого Саладина), взяв Акру, увидел вошедший в порт одинокий христианский корабль и «проникся милосердием к христианам». «Моей чести и вашей безопасности будет нанесен урон, если разбойники, что скитаются по дорогам, ограбят вас и пренебрегут моей охранной грамотой», – сказал султан, любезно позволив им вернуться, а для охраны подарив свой щит. А Альберт Аахенский пишет в «Истории», как девятый король Иерусалима Балдуин де Бург позволил племени идумеев (бедуинов) заниматься скотоводством в окрестностях Дамаска. Однако рыцарь Гозелин де Куртенэ решил пренебречь волей короля и ограбить кочевников. Нападение состоялось в день Святой Пасхи и окончилось гибелью практически всего отряда крестоносцев. Да и конфликт крестоносцев с ассасинами начался отнюдь не по вине последних. Тому, что посланцы Горного Старца (предводителя ассасинов) проникали в лучшие дома Европы и неприступные замки с целью устранить своих обидчиков, удивляться особо не приходится. Были у них причины.
Грязи и крови Средние века оставили много. Единственное, что не может не восхищать, так это стиль и образность посланий. Даже если это враги. «Бальтазар дан светлейший сын, султан, царь вавилонян, ассирийцев, самаритян, египтян, александрийцев, парфян, эламитов, киликийцев, индийцев, брахманов, персов, мидян и эфиопов, препозит рая земного, хранитель Гроба Распятого, царь Иерусалимский, повелитель Африки и Азии, варваров Востока и Запада, царь царей, князь князей, господин господ, внук богов, повелитель всего, что есть от Сухого дерева до реки рая и горы Арарат, страх и трепет недругов, опора язычников, истребитель христиан, сокрушитель колесниц, обращается к Римскому первосвященнику в трепетном волнении и волнительном трепете». Смысл туманен, зато какой слог!