0
1390

25.05.2006 00:00:00

Гроб с музыкой

Тэги: советское кино, 19191991


Советское кино. 1919–1991. – М.: Интеррос, 2006, 432 с.

Ну что может доставить исследователю большую радость, чем крупное явление, строго ограниченное временными рамками. Вот начало, вот конец – исследуй сколько хочешь! Нашим современникам-киноведам несказанно повезло: прямо у них на глазах испустило дух советское кино – целое направление в мировом искусстве. Вот они даты жизни: 1919–1991-й. 27 августа 1919 года В.И. Ленин подписал «Декрет о переходе фотографической и кинематографической промышленности и торговли в ведение Народного комиссариата по просвещению» – с этой даты мерило свой возраст советское кино. А практически ровно через 72 года, также в конце августа, но уже 1991 года, не стало Советского Союза, а с ним вместе и одноименного кинематографа. Экономический кризис 90-х вогнал десятую музу на целой шестой части света в десятилетнюю спячку┘

И вот теперь советское кино стало объектом исследования – киноведы, словно патологоанатомы, определяют причины его гибели, выносят эпикриз, как будто приговор. «Три сотни картин, переживших социализм под рубрикой «Наше старое кино», были съедобной верхушкой допотопного айсберга, – пишет Денис Горелов. – В целом советский фильм базировался на архаично-азиатской ценностной модели (гимн физическому труду, примат семьи, коллективизм, превосходство старших, этническая самоизоляция) и уже не мог отвечать спросу вечно молодой киноаудитории».

Эта книга и по оформлению напоминает могильную плиту: большая, черная, вкладывается в такой же черный короб с белыми датами жизни. А в ней – те самые «три сотни картин, переживших социализм». А это и «Семнадцать мгновений весны», и «Белое солнце пустыни», и «Бриллиантовая рука», и «Обыкновенное чудо», и «Неуловимые мстители», и «Свой среди чужих, чужой среди своих», и «Сталкер», и «Солярис», и «Ирония судьбы, или С легким паром!», и еще многое-многое другое. Ведь каждый из 72 лет существования советского кино был отмечен ярчайшими событиями. В книге собраны уникальные материалы – фотографии в ней занимают места больше, чем текст. Кроме собственно кадров из фильмов ко многим прилагаются фотографии со съемочной площадки и даже забракованные пробы. Оказывается, на роль Остапа Бендера режиссер Леонид Гайдай пробовал Алексея Лазарева, Олега Борисова, Александра Белявского, Александра Пороховщикова, Евгения Киндинова, Олега Басилашвили, Спартака Мишулина, Михаила Козакова, Анатолия Кузнецова, Леонида Каневского и Андрея Миронова, которому пришлось сыграть эту роль позднее – уже в телефильме Марка Захарова!

Очень мудро поступили уважаемые киноведы, ограничившись написанием одного только вступительного очерка – подробного, но довольно краткого. 72 года они поделили на три периода: о годах с 1919 до 1943-го написал Николай Изволов, с 1943 до 1967-го – Леонид Марголит, с 1967 до 1991-го – Денис Горелов. В самой же книге собраны выдержки из текущей прессы тех лет, когда выходила картина. Читать их сейчас, много лет спустя, очень любопытно. Так, «Московский комсомолец» за 31 марта 1985 года свысока бранит телесериал «Гостья из будущего»: и погони там «деловитые», и в будущем нет ничего, кроме говорящего козла, и «сама гостья из будущего ничем не выделяется». Журналисты еще не знают о мешках писем, которые еще только идут на Киностудию имени Горького и лично Наташе Гусевой, исполнившей роль Алисы!

А еще к фолианту прилагается DVD-диск с рекламными роликами наиболее знаменитых картин┘ В общем, если внешне книга и похожа на черный гроб, то внутри – все довольно весело. Ведь, конечно же, советское кино не умерло – оно переродилось в кино новой России. А все временные рамки придумали исследователи. В живом искусстве их нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1479
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1687
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1791
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4110

Другие новости