В прошлом году мне пришлось испытать необычное чувство, которое ранее испытывать не приходилось. Мой патриотизм вошел в жестокий конфликт с моими же эстетическими пристрастиями. Причем и первое, и второе сферой своего приложения имели кинематограф┘ Придется рассказывать по порядку.
Я отдыхал от московской суеты в городе Краснодаре – жадно впитывал последние солнечные деньки. Однако при этом я никак не хотел пропустить новый фильм (на то время) Терри Гиллиама «Братья Гримм». В Краснодаре, который с каждым годом все активнее претендует на звание «южной столицы», есть примерно пяток сравнительно новых кинотеатров с приличным звуком; изучив сетку проката желаемого фильма, я определил, что в первую неделю он будет идти ну прямо-таки у черта на куличках, в самом отдаленном от меня кинотеатре, а вот потом пойдет поближе. Я решил подождать, но, дождавшись, был жестоко разочарован!
На следующую неделю в Краснодаре начала прокатываться, подкрепленная термоядерной телерекламой, «9 рота». Руководство присмотренного мною кинотеатра поначалу поделила сеансы между ней и «Братьями Гримм». Но, увидев, как повалил народ на отечественный блокбастер, безжалостно отдало ему все экранное время, сняв невинную сказку Терри Гиллиама┘
«9 рота» триумфально маршировала по немногочисленным киноэкранам города Краснодара, брала без боя «южную столицу», а я лихорадочно названивал в кинотеатры и неизменно узнавал, что сеанс «Братьев Гримм» отменен. Как выпускник ВГИКа, патриот российского кинематографа, человек, всегда ратовавший за его возрождение, я должен был радоваться такому успеху картины Федора Бондарчука, но при этом я совершенно не хотел смотреть эту «основанную на реальных событиях» «кинуху про войнуху», а хотел смотреть милую, основанную на архетипических мифологемах сказку остроумца Гиллиама. Это еще что: культовый на Западе фантастический фильм «Миссия «Серинити» в России вообще провалился с треском – его прокат полностью совпал с прокатом «9 роты»┘
У Бориса Гребенщикова в одной песне есть фраза: «Я забыл на секунду, что, чтобы здесь был свет, ток должен идти по нам». Похоже, эта формула у нас «здесь» применима во всех областях┘ Вот так меня долбануло током возрождающегося российского кинематографа. А что делать?