Елена Исаева. Лифт как место для знакомства. – М.: Эксмо, 2006, 352 с.
Михаил Угаров. Облом off. – М.: Эксмо, 2006, 416 с.
К уже вышедшим книжкам в карманном «ином формате» (таково и название книжной серии) – однотомникам братьев Дурненковых и Пресняковых, а также книге пьес Максима Курочкина, в новом году прибавились сборники Михаила Угарова и Елены Исаевой.
Обе принадлежат авторам «новой драмы», вернее, активным миссионерам этого нового направления. Книги обоих – яркое свидетельство того, что люди талантливые ни в какие рамки не вписываются. И Угаров, и Исаева – представители самого что ни на есть классического направления русской словесности, даром что пьесы их «поддерживают» здание нового театра. Без «Док.тора» Елены Исаевой не полон был бы образ Театра.doc, спектакль по этой документальной пьесе занял прочные позиции в первой пятерке лучших спектаклей нынешнего театрального сезона (в книге Исаевой можно прочесть «оригинал»). Без угаровского «Обломова», вошедшего в афишу Центра драматургии и режиссуры под названием «Облом off» вообще бы, думается, тяжко пришлось реформаторам театрального языка и апологетам «новой драмы». «Облом off», – начало многих добрых дел «новой драмы».
Исаева, как известно, еще и поэт, но в книге – только прозаические ее пьесы, в том числе и отмеченная премией «Действующие лица» автобиографическая история «Про мою маму и про меня». Что касается Угарова, то в его сборнике – несколько «неведомых шедевров» вроде «Оборванца», пьесы, которая вполне могла бы нарушить патриархальную тишину нашего театра, могла бы сдвинуть все со своих мест и странным образом до сих пор не имеет шумной театральной судьбы, хотя однажды была поставлена в Петербурге Александром Галибиным, и весьма достойный вышел спектакль. Другая пьеса, «Зеленые щеки апреля», дает пример нетривиального и одновременно неоскорбительного обращения с фигурами Ленина и Крупской. Пьеса понравилась в свое время Ефремову, он даже принял ее к постановке, да так и заглохло все. Такая же судьба чуть было не постигла потом и «Смерть Ильи Ильича», угаровскую фантазию по мотивам «Обломова», которую драматург написал по заказу МХАТа имени Чехова, да только смерть Ефремова снова сбила все планы. И если бы Угарову не взбрело в голову поломать все и самому взяться за режиссерскую работу, так бы и лежала сейчас эта пьеса мертвым грузом.
Впрочем, нет, вовсе не мертвым. И в этом, пожалуй, и состоит смысл этих драматургических книжек, в которых рядом с пьесами могут вдруг появиться и рассказы, и повесть. Пьесы Угарова, пьесы Исаевой можно просто читать. Следить за жизнью героев, за сюжетом. Читать как хорошую литературу.