Потребительское общество достойно восхищения хотя бы потому, что отличается редкой универсальностью. В точном соответствии со своим названием оно потребляет решительно все. Все, что можно и что, казалось бы, нельзя – обращает на пользу и в удовольствие себе, единственному. Оно ухитрилось поставить себе на службу такие вещи, которые ни в малейшей степени не были для того предназначены.
Даже страшное. Смертоносное, гибельное, нечеловеческое. Даже несуществующее.
Ночь. Тьму. Смерть. Дьявола. Хаос. Небытие.
В том, что это можно сделать поводом для развлечений, нет ничего удивительного. Но есть, кроме всего прочего, и интеллектуальное потребительство. Высокое такое. Смысловое. Экзистенциальное и метафизическое.
И вот тут-то ты начинаешь потреблять самого себя.
Человек превращается в один гигантский желудок, и тактика выжженного тотальным потреблением мироздания оборачивается самоперевариванием.
«Закат Бога» и «закат дьявола» – утрата восприимчивости к тому и к другому, – а заодно и «обживание» ночи, наполнение ее совершенно дневными смыслами – что-то уж слишком согласно совпали на Западе (и мы в этом смысле – его часть) с одним, стержневым процессом его смысловой истории: разбуханием, разрастанием европейского индивида и индивидуалистических ценностей.
Основная иллюзия современных потребительски ориентированных обществ, хочу я сказать в том, что мироздание даже не то что познано или познаваемо (да бог с ним, с этим познанием! кого оно всерьез волнует?), а – обезврежено. Или, по крайней мере, может быть обезврежено в принципе, при соответствующем приложении правильно организованных усилий.
Что можно путем грамотно разработанных техник сделать безопасными для нас и внешние силы мира, и наши внутренние силы.
Есть, однако, некоторые основания предположить существование чего-то, что принципиально нас превосходит и не создано ни для нашего потребления, ни для нашего понимания, ни для нашего роста. Ни для нас вообще.
И пока мы думаем, что мы его подчинили себе и контролируем, – оно ка-а-ак вырвется!..