0
1695

02.03.2006 00:00:00

Кроссворд, интеллигенция и ужас неотвратимый

Тэги: виноградов, духовные искания русской литературы


Игорь Виноградов. Духовные искания русской литературы. – М.: Русский путь, 2005, 672 с.

«Тяжко думать (хотя чем дальше, тем все более приходится), что народ наш только Достоевским и Толстым и способен оправдать свое бытие в мире», – завершая книгу, пишет литературовед и критик Игорь Виноградов. Риторика в стиле середины 60-х годов и начала 90-х прошлого века. Времен «оттепели» и гласности. С непременным злорадным кивком в сторону косной массы, ради процветания которой Лермонтов, Белинский, Писарев, Плеханов, Луначарский, Булгаков, Солженицын, Максимов, Искандер и Юлий Ким, о которых идет речь в книге, как, впрочем, и остальные литераторы, чьи имена не вынесены на обложку, трудились, не покладая рук, жертвуя здоровьем и нервируя близких. С постановкой глобальных, неохватных взором вопросов ребром и тем: «Вопрос жизни» и мытарства «разумной веры» Льва Толстого»; «Как человеку жить надо?»; «Красота зла»; «Завещание мастера»; «Диалог Белинского и Достоевского»; «Между отчаянием и упованием»; «Ну-ка, что ты за человек?».

Книга Виноградова – со странным привкусом старой доброй «шестидесятнической» архаики. Честной, тяжеловесной, до бесконечности наивной и путаной: «В 1992 году, приняв от Владимира Максимова журнал «Континент», возглавил знаменитое издание русского зарубежья, перебравшееся в Москву, в качестве главного редактора».

Кто и куда перебрался в Москву «в качестве главного редактора»: издательство или Виноградов? Не важно. Главное, чтобы читатель, еще не открыв книгу, уже начал «терзаться высшими загадками нашего бытия».

Вообще Виноградов, судя по всему, любит не только сам «терзаться», но и читателя терзать. Множество его статей со времени, когда он возглавлял отдел прозы легендарного журнала «Новый мир» Александра Твардовского, и по сей день, – со следами изменчивого и обманчивого бремени интеллигентских исканий, сомнений и правки. А посему помечены сразу несколькими датами: 1964, 1986, 2005.

В результате получился некий интеллектуально-публицистический с элементами кроссворда симбиоз или лабиринт, блуждание в потемках которого искушенному читателю доставит массу удовольствия или раздражения.

Литературно-критическая статья, даже несмотря на обилие в ней публицистического пафоса, тем более поправок на время, в общем-то, товар скоропортящийся. Поэтому перед нами, если все содержимое книги подвергнуть выгонке и фильтрации, останется голый колорит. Или, если угодно, выбранные места из истории русской литературы от Лермонтова до Юлия Кима включительно, окрашенные в либерально-диссидентскую пастельную тональность. Со всеми присущими ей штампами и стереотипами, которые в скором времени должны вымереть из-за полной нежизнеспособности и вычурности.

Лев Толстой. У Виноградова он поражен «духовным кризисом». Он вместе с автором на протяжении пяти страниц никак не может ответить на главный «вопрос жизни»: «Почему же, однако, он «ничего и ничего» не мог ответить на все эти «зачем?» и «ну, а потом?»; «Зато чем больше убеждался Толстой в том, что он по-прежнему не в состоянии отыскать какое-то┘ решение»; «Все несомненно и со все большим ужасом он убеждался, что теперь уже не сможет┘ отставить этот замучивший его вопрос в сторону»; «Так вопрос о том, есть ли в его жизни какой-то разумный, неучтожимый смертью смысл, стал для него, как он сам говорит, «вопросом жизни»┘»; «Так, дойдя до вершины своей жизни, Толстой заглянул в пропасть смерти, и из зияющей бездны, из глухой вечной ее немоты до него донесся вдруг неслышный грозный звук неотвратимого вопроса┘»; «Мы знаем, что духовный кризис, в пучину которого оказался ввергнут Толстой┘».

Замечателен тут «духовный кризис», который, как гоголевский Нос, отделился от Толстого и теперь над ним доминирует!

Мне кажется, и об этом писало много исследователей творчества Толстого, что «духовный кризис» – замечательный пример лицемерия и лживости русского интеллигента, который, пораженный «духовным кризисом», однако же не отказался от благ цивилизации: теплого уютного дома, очень дорогого по тем временам и сытного вегетарианского стола и одеяния, своего барства, богатства, любимого свинарника; наоборот его капитал даже в самый разгар «духовного кризиса» благодаря продажам его книг только возрастал. Зато стал одержим «социально-нравственным пафосом», «пафосом страстного протеста против любой социальной несправедливости и насилия, против эксплуатации и угнетения народа, его нищеты, забитости, невежества и приниженности┘ против паразитизма и нравственной выхолощенности «правящих» классов, против всякой лжи и неправды в духовной и общественной жизни страны┘»

Вот вопрос: а стал бы Толстой проповедником этакой дистиллированной честности, если бы не попался с кухаркой? Или не стал?

«Тяжко думать» обо всем этом. Еще тяжелее перечитывать набившие оскомину стереотипы, навеянные работой Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции» и истлевшие лет этак двадцать тому назад. Но думать все же надо. Книга Виноградова – не худший для этого повод.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
520
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
534
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
561
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
643

Другие новости