В строках советского напева «Разносятся песни все шире» есть прямо удивительные строки. Загадочные. Они такие: «Америка снова открыта/ Сквозь холод, туманы и снег./ В нее прилетел деловито/ Советский простой человек.
Не стоит думать, что это – о ликвидации «железного занавеса». Там в конце есть прямо душераздирающие слова о том, как «┘смотрит с улыбкою Сталин –/ Советский простой человек». Эпоха явно не та, чтобы занавесы сдирать.
Вообще же «деловитость» «простого советского человека» – это просто его врожденное (а не благоприобретенное) качество. Он всегда такой – «кровь у него играет, и жизнь в нем кипит». Но он бдителен. И слов на ветер не бросает. Потому что он – «простой», не из князьев, не из проклятого племени.
А вообще – может, про Америку это метафора. Дескать, прорубили окно в Европу и в прочие дальние страны. На то мы и советские люди. Мы что хочешь прорубим, куда хочешь. В семидесятые годы эти качества населения настолько поразили воображение поэтов и композиторов, что возникла новая песня: «Наш непростой простой советский человек». И не думайте, что это тавтология. Просто нужно было подсластить пилюлю. Ведь в шестидесятые-семидесятые годы кое-кто, как давным-давно писал Хармс, начал «осторожно, под столом пожимать плечами»: дескать, почему «простой», кто эту ересь выдумал?
В дивном (и очень вместе с тем советском) романе Стругацких «Понедельник начинается в субботу» появилась даже такая сцена: мерзкий недочеловек, «деревенщик» колдун Выбегалло оскорбляет товарищей-магов этим самым словечком. Великий русский чародей – заика Федор Симеонович Киврин кричит на него так: «К-как вам не с-совестно нести такую чушь? К-какой я вам п-простой человек? И что это за слово такое – п-простой? Это д-дубли у нас простые!»
А ведь это уже бунт. С одной стороны, так вопить и возмущаться против навязанных стереотипов могут позволить себе одни только маги, а не «примитивы» вроде главного героя┘ А если с другой стороны посмотреть – это самый настоящий словесно оформленный протест «обыкновенных людей» – авторов.
Не хотим быть «простыми» – и все тут! Ну и хорошо сделали, что не пошли по прямой, как вилка, дорожке. А то, по известной пословице, это пресловутое качество может стать похуже сами знаете чего. Особенно «простота» наша, советская. Ведь в ней, несмотря на ее якобы одномерную сущность, столько имеется «сокровенных изгибов», столько намешано, наворочено┘
Непрост простой человек, это в песне правильно подмечено. Ну и бог с ним.