0
863

16.02.2006 00:00:00

Западно-восточная симфония

Тэги: вишневецкий, евразийское уклонение в музыке 19201930х годов


Игорь Вишневецкий. «Евразийское уклонение» в музыке 1920–1930-х годов: История вопроса. Статьи и материалы. – М.: Новое литературное обозрение, 2005, 512 с.

Классическое евразийство 20-х годов – течение универсальное. Евразийцы стремились синтезировать азиатскую стихию и русскую имперскую идею, технический прогресс и православие, идеалистическую философию и большевистскую волю к власти┘ Коммунистический проект, сформировавшийся к началу 20-х годов, казался им слишком западническим, слишком буржуазным. В статьях и манифестах евразийцы формулировали свои взгляды на экономику, политику, идеологию, культуру, религиозную систему новой, «западно-восточной» России. Была у евразийцев и собственная музыкальная концепция. Историк и культуролог Игорь Вишневецкий собрал и обработал интересный, редкий материал об этой практически не изученной стороне евразийского движения.

Евразийство в музыке 20–30-х годов, по Вишневецкому, представляли шестеро эмигрантов: музыковед и публицист Петр Сувчинский, музыкальный теоретик Артур Лурье, композиторы Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Владимир Дукельский, Игорь Маркевич. Почти одновременно в их головах созрела мысль: а не пора ли покончить с европейским (в особенности – немецким) засильем в русской музыке? Ни для кого не секрет: во многих областях техники, науки и культуры иностранцы были нашими учителями, невольно подгоняя русского человека под свою линейку. То же, по мнению Лурье, происходило в ХIХ веке и в русском музыкальном образовании. «Пора остановить культурный империализм Запада, да здравствует подлинно русская музыка!» – восклицал он в ту же пору, когда Петр Савицкий призывал всех честных русских обратиться лицом к Востоку. Именно новая русская музыкальная культура, считали евразийцы, должна «сформировать будущее государственное устройство и национальное самосознание России-Евразии┘, окачествить, преобразить ее историю». Это в итоге должно было привести к мировому лидерству русской музыкальной школы. Двадцатый век, провозглашал бывший футурист Лурье, войдет в историю как век русской музыки. А оперы и симфонии композиторов-евразийцев должны послужить иллюстраций этих громких манифестов.

Увы, искусству еще никогда не доводилось играть главенствующую роль в какой-либо идеологии (а евразийство, как ни крути, – все-таки в первую очередь политическая доктрина). Так вышло и с «евразийским уклонением»: задорные статьи Лурье и Сувчинского остались лишь литературой, а великая музыка Прокофьева и Стравинского – великой музыкой, которая ни у кого ныне не ассоциируется с евразийством. Кстати, двое из пресловутой шестерки самой своей судьбой осуществили идею смычки Запада и Востока: Прокофьев, поездив по заграницам, в 1936 году вернулся в Россию (где перво-наперво наваял «Кантату о Ленине»); а Дукельский уехал в Америку, где под именем Вернон Дюк писал шлягеры к популярным мюзиклам. Союз политики и искусства в очередной раз не состоялся, и спасибо И.Вишневецкому за интересный рассказ об одной из забытых утопий минувшего столетия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
456
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2165
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1406
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1046

Другие новости