Ирина Каспэ. Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы. – М.: Новое литературное обозрение, 2005, 192 с.
Современный московский историк и социолог Ирина Каспэ рассматривает феномен «незамеченности» на примере младшего поколения писателей «первой волны» русской эмиграции. Под младшим поколением подразумеваются поэты и писатели, начавшие свой творческий путь уже вне пределов отечества.
Каспэ анализирует основные роли, стратегии и институции, посредством которых эмигрантские литераторы конструировали феномен собственной «незамеченности». Речь идет и о роли «проклятого поэта», в которой пытался обрести себя Борис Поплавский, и о стратегии умолчания (правда, в сочетании с резкими жестами), характерной для парижского журнала «Числа». По мнению исследователя, роли, стратегии, нормы и акторы «незамеченности», структуририрующие пространство, образуют определенный «литературный режим».
Каспэ привлекает к анализу феномена «незамеченности» современные и ставшие уже классическими философские, психоаналитические и антропологические работы (Бурдье и Мангейма, Шилза и Эриксона, Уола и Нора). Подобный междисциплинарный подход позволяет достигнуть большей объективности в поиске причин и элементов конструкта «незамеченности»). А одновременно – ввести явление отечественной эмиграции в контекст мировой культуры.
Вместе с тем вызывает возражение некоторая «размытость» предмета исследования. Каспэ рассматривает феномен «незамеченного поколения» как некий культурный миф, но при этом не учитывает временные рамки, круг писателей и поэтов, принадлежащих к поколению, что влияет и на параметры самого культурного мифа.
Тому же Поплавскому, по воспоминаниям друзей, «пороху не хватило» «сделать себя» с Рембо. В свою очередь, Владимир Набоков никак не укладывается в стратегию умолчания эстетики «незамеченности», что признает и сам автор.
Жаль, что Каспэ в своем обстоятельном исследовании, по сути, никак не комментирует приводимые ею два ценных признания, видя в них всего лишь «риторику неудачи». Во-первых, «крестного отца» термина «незамеченное поколение» прозаика Владимира Варшавского, который в одноименной книге писал, «что это поколение неудачников. Действительно, кроме блистательной удачи некоторых книг В.Набокова-Сирина, не назовешь ни одного произведения, художественно вполне законченного и без срывов». Во-вторых, другого писателя младшего поколения Гайто Газданова, который в 1936 году в статье «О молодой эмигрантской литературе», сделав исключение для того же Набокова, также заявил, что предмета исследования Ирины Каспэ не существует.