0
984

09.02.2006 00:00:00

Сконструировать незамеченность

Тэги: каспэ, искусство отсутствовать


Ирина Каспэ. Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы. – М.: Новое литературное обозрение, 2005, 192 с.

Современный московский историк и социолог Ирина Каспэ рассматривает феномен «незамеченности» на примере младшего поколения писателей «первой волны» русской эмиграции. Под младшим поколением подразумеваются поэты и писатели, начавшие свой творческий путь уже вне пределов отечества.

Каспэ анализирует основные роли, стратегии и институции, посредством которых эмигрантские литераторы конструировали феномен собственной «незамеченности». Речь идет и о роли «проклятого поэта», в которой пытался обрести себя Борис Поплавский, и о стратегии умолчания (правда, в сочетании с резкими жестами), характерной для парижского журнала «Числа». По мнению исследователя, роли, стратегии, нормы и акторы «незамеченности», структуририрующие пространство, образуют определенный «литературный режим».

Каспэ привлекает к анализу феномена «незамеченности» современные и ставшие уже классическими философские, психоаналитические и антропологические работы (Бурдье и Мангейма, Шилза и Эриксона, Уола и Нора). Подобный междисциплинарный подход позволяет достигнуть большей объективности в поиске причин и элементов конструкта «незамеченности»). А одновременно – ввести явление отечественной эмиграции в контекст мировой культуры.

Вместе с тем вызывает возражение некоторая «размытость» предмета исследования. Каспэ рассматривает феномен «незамеченного поколения» как некий культурный миф, но при этом не учитывает временные рамки, круг писателей и поэтов, принадлежащих к поколению, что влияет и на параметры самого культурного мифа.

Тому же Поплавскому, по воспоминаниям друзей, «пороху не хватило» «сделать себя» с Рембо. В свою очередь, Владимир Набоков никак не укладывается в стратегию умолчания эстетики «незамеченности», что признает и сам автор.

Жаль, что Каспэ в своем обстоятельном исследовании, по сути, никак не комментирует приводимые ею два ценных признания, видя в них всего лишь «риторику неудачи». Во-первых, «крестного отца» термина «незамеченное поколение» прозаика Владимира Варшавского, который в одноименной книге писал, «что это поколение неудачников. Действительно, кроме блистательной удачи некоторых книг В.Набокова-Сирина, не назовешь ни одного произведения, художественно вполне законченного и без срывов». Во-вторых, другого писателя младшего поколения Гайто Газданова, который в 1936 году в статье «О молодой эмигрантской литературе», сделав исключение для того же Набокова, также заявил, что предмета исследования Ирины Каспэ не существует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2140
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1386
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1030
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1350

Другие новости