История женщин на Западе. – СПб.: Алетейя, 2005, 600 с.
Санкт-Петербургское издательство «Алетейя» в серии «Гендерные исследования» выпустило первый из пяти томов научно-популярного труда «История женщин на Западе» под общей редакцией Жоржа Дюби и Мишель Перро. Первый том под кураторством Полин Шмитт Пантель имеет подзаголовок «От древних богинь до христианских святых» и включает в себя работы известных гендерных и культурологических исследователей, изучающих Древний мир. В целом же пятитомник будет охватывать работы 75 выдающихся историков от античности до современности.
Не выглядит ли излишне экстравагантным рассмотрение исторического пути женского пола отдельным порядком? Правомерен ли такой узконаправленный подход? И почему тогда нет отдельного фундаментального труда «История мужчин»? Попросту потому, что в последнем нет никакой необходимости, поскольку вся история человечества испокон рассматривалась именно как история мужчины, всегда доминирующего в судьбоносных событиях планетарного, или частного масштаба. Безусловно, женщина появлялась в тех или иных переломных моментах на исторической сцене, порой производя ошеломляющие изменения в судьбах целых народов и государств, но все же это были лишь вкрапления в главенствующее бытийствование мужчины. Женщина являлась лишь приложением к главному, а главенствовал – человек мужского пола.
Составители издания взяли на себя благородную и нелегкую миссию рассмотреть развитие истории человечества именно с зеркальной позиции, то есть пребывания в нем женщины как основного элемента, а не мужчины, тем самым намереваясь восстановить сложившуюся в научном мире извечную несправедливость. Труд авторов грандиозен, поскольку сами женщины, начиная с античных времен, оставили очень мало документальных фактов о себе. Текстов, написанных непосредственно женщинами, практически нет. И тем ценнее приводимые в первом томе некоторые документы, отстоящие от наших дней на несколько тысячелетий (они принадлежат женской руке). В частности, шедевр, написанный христианской святой Перепетуей накануне ее мученической смерти. Двадцатиоднолетняя девушка и ее единоверцы были растерзаны дикими зверями на арене в играх в честь дня рождения цезаря Геты. Мученица пишет, что накануне битвы с хищниками ей привиделось, что она одержала победу, при этом летая над ареной: «Толпа ликовала, и мои сторонники пели победную песнь. Я подошла к начальнику гладиаторов и приняла ветвь. Он поцеловал меня и изрек: «Дочь моя, иди с миром». Ликуя, я направилась к Воротам бытия.
В тот момент я пробудилась ото сна. Я поняла, что буду сражаться не со зверями, а с самим Дьволом, и я знала, что в этой битве одержу победу». При этом следует отметить, Перепетуя видит себя преображенной в мужчину (facta sum musculus), что смещает всяческие гендерные представления о границах пола.
Издание в целом отличается академическим подходом к исследуемой теме, снабжено подробными комментариями, ссылками на научные труды, но в то же время увлекательностью и живостью подачи материала; оно обращено и к широкому кругу читателей.