Карен Армстронг. Краткая история мифа./ Пер. с англ. А.Блейз. – М.: Открытый Мир, 2005, 160с.
Новая книга Карен Армстронг вышла в рамках международного проекта «Мифы», в котором принимают участие двадцать шесть зарубежных издательств.
Основная идея «Мифов» заключается в том, что известные писатели со всего мира по своему выбору берут и пересказывают на современный лад какой-нибудь известный миф. Виктор Пелевин, как вы помните, выбрал для своего креатива миф о Минотавре, больше известный как «Шлем ужаса». Кроме произведения Виктора Пелевина в рамках проекта уже вышли книги Джанет Уинтерсон «Бремя: миф об Атласе и Геракле» и, собственно, «Краткая история мифа» Карен Армстронг.
Карен Армстронг родилась в Англии 1945 году, была воспитана в католической вере и семь лет провела в общине Святого Младенца Иисуса, которую впоследствии вывела как секту в своей книге «Сквозь узкие врата» (1981). Английские католики, понятно, с тех пор Армстронг невзлюбили и даже прислали ей как-то раз посылку с экскрементами. Но писательницу, получившую образование в Оксфорде, историка религии и специалиста по мифам и мифологии, этим не запугаешь. Карен Армстронг продолжила писать книги на тему религии, особенно известны четыре из них, посвященные христианству, иудаизму, исламу и буддизму – «История Бога» (1993), «Иерусалим: один город, три веры» (1996), «Битва за Бога» (2000) и «Будда» (2001). Сейчас Карен Армстронг преподает историю христианства в одном из лондонских колледжей.
В «Краткой истории мифа» доступно, но не примитивно рассказывается об основных ступенях становления мифотворчества – от древнейших верований до преобразования религии под воздействием научно-технического прогресса. Кажется, что автор сидит у камина в окружении десятка-другого завороженных слушателей, неторопливо рассказывает им свой собственный миф о мифах, время от времени извлекая прямо из огня артефакты и осколки религий и цивилизаций. В этой маленькой книжке карманного формата наукообразность просто не поместилась бы – и ее здесь нет. Довольно глупо, согласитесь, сидя у камина, оперировать терминами, непонятными половине слушателей: они все-таки не лекцию пришли конспектировать, а сказку послушать.
Первопричиной мифотворчества писательница считает способность человека к рефлексии: «Собаки не предаются мучительным раздумьям о своем предназначении, не беспокоятся о положении собак во всем мире и не пытаются взглянуть на свою жизнь с иной точки зрения». К сожалению, мнение собак на этот счет выяснить не удалось.
Страх перед небытиеем заставил наших далеких предков сочинить мифы о загробной жизни – просто для того, чтобы не трястись от ужаса при мысли о том, что в любой момент все может закончиться и наступит полная, абсолютная темнота. В самом деле очень много как глупостей, так и вполне удивительных, чудесных поступков люди совершают именно из страха перед смертью. В этом похожи и неандерталец, приносящий в жертву только что выдуманному божеству молодого оленя, и молодой офисный служащий, приносящий в жертву корпорации лучшую половину своей неповторимой жизни.
Книга Армстронг незаметно подводит читателя к идее и смыслу всего проекта «Мифы»: «Если религиозные деятели современности не в силах наполнить нашу жизнь живительной силой мифа, то, быть может, писатели и художники сумеют взять на себя роль жрецов и сотворить новые мифы, в которых так нуждается наш заблудший и измученный мир». Впрочем, есть определенные сомнения в том, что, пересказывая старые мифы, можно сотворить из них новую религию. Скорее уж следует ждать создания всемирного ордена Гарри Поттера или выхода из подполья тайной секты Эльфов, отплывающих на Запад.