Минувший год прошел в издательствах, специализирующихся на интеллектуальной литературе, под знаком культурной истории. Всего: людей и вещей, обыкновений и условностей, существ реальных и не вполне.
Потребность высоколобой публики в таких текстах удовлетворяла прежде всего серия "Культура повседневности" издательства "НЛО": в ней вышли истории дьявола, куклы Барби, денди, левшей, зеркала и бани, а "Библиотека журнала "Неприкосновенный запас" добавила к этому истории русских разговоров времен перестройки, фольклора и ритуальных практик, связанных с проводами в армию, межпоколенческих отношений, сновидений эпохи массмедиа, памяти о Второй мировой войне...
В том же направлении шла работа в интеллектуальной периодике. В "НЗ" писали об эстетике пира у древних греков и вообще "культурных контекстах пьянства", не говоря уже о многообразии смыслов советской очереди. "Отечественные записки" исследовали культурные координаты языка и старости.
Академическая разработка неакадемичных на первый взгляд предметов с каждым годом идет все активнее. Всплывают неожиданные, неочевидные темы, "окраины" интеллектуального поля. Так, питерский "Дмитрий Буланин" издал в этом году сборники "Ночь как культурологический феномен" и "Опыт повседневности", где авторы пробуют себя в жанре "автобиографического искусствоведения". Парижско-московская "Европа" запустила серию "Механизмы культуры", открыв ее сборниками о семиотике страха и безумия, а "НЛО" издало книги о теле в русской культуре и о "пространственно ориентированных культурных кодах" в разных областях - от скифского "звериного кода" до русского мата.
В отношениях академичности с ангажированностью нащупываются жизнеспособные компромиссы - причем как раз на путях "культурной истории". Между этими полюсами разместило себя "Новое издательство". Его вклад в историю идей и представлений - книга о французских интеллектуалах и антология работ западных историков о Российской империи.
В более популярном ключе тему взялось разрабатывать издательство "КоЛибри", специализирующееся на всяком нон-фикшне. Уже под конец года оно открыло серию "Вещи в себе", представив в ней легко, на грани беллетристики написанные культурные истории сразу трех волнующих предметов: попы, бабочек и пороха. "Издательство Ольги Морозовой", едва возникнув, выпустило акройдовскую "биографию" Лондона.
А "Ультра.Культура" с присущим ей экстремизмом и вовсе довела эту тенденцию до экстремума. Там, где прочие издательства видят культурную историю - "Ультра.Культура" создает энциклопедии. В этом году экстремисты-энциклопедисты получили справочники по сакральной географии, мафии, альтернативной культуре и черной медицине. В свою очередь, "У-Фактория" завела серию "Масскульт", где выявляются философские аспекты "Симпсонов", "Гарри Поттера", клубных тусовок...
Таким образом, разрыв между сложной литературой для профессионалов и "чтивом" заполняется огромным количеством переходных форм. Хотя все равно не сокращается. Да и не должен!