Московский метрополитен. - М.: Интеррос, 2005, 264 с. (Россия. ХХ век).
Нелегко покорять воздух или подводные глубины. Однако еще труднее вгрызаться в твердость земной коры, не просто добывая минералы, но строя роскошные подземные чертоги. В 1935-1954 годах, то есть во времена ГУЛАГа и репрессий, Великой Отечественной, пока комсомольцы осваивали целину, недра московской земли были встревожены грандиозным проектом - строительством метрополитена. Метростроевцам приказали: каждая станция должна быть оригинальной и неповторимой, чтобы городской житель, даже не видя названия, не мог проехать свою остановку. Архитекторам, строящим метро, выдавался мандат с печатью "Годен под землю". Это означало высшее доверие власти.
Книга "Московский метрополитен" - это, пожалуй, первое широкоформатное иллюстрированное издание, посвященное монументально-декоративному богатству и истории метрополитена. Все двадцать две старейшие станции, а также одна современная - "Парк победы".
Фотографии снабжены статьями о титанической и гениальной архитектуре, большая часть которой посвящена революционной борьбе и идеализированно-светлым сценам торжества социализма. Это одухотворенные суровые вожди, комсомольцы с жесткими волевыми лицами, мускулистые бегуны и стройные теннисистки, налитые колхозницы-доярки, романтичные студенты и серьезные белофартучные школьницы.
Описания эти подкреплены отрывками из книг архитекторов и художников, которые непосредственно участвовали в создании той или иной станции, а также выдержками из газетных заметок тех лет и необычной тетради - "Книги отзывов пассажиров". В ней - впечатления людей побывавших на станции в первый раз: "На метро мы пошли сразу после школы, нам не терпелось, и конца уроков мы не дождались┘ на станции "Маяковского" все ходят и смотрят вверх, вперед не глядя, поэтому толкают друг друга, и везде раздается "Извините, простите!" (ученицы 9-го класса 208 школы г. Москвы Зина Шнейдерман и Нина Сидорова). Далеко не всем, например, известно, что скульптуры, украшавшие подземный зал станции "Площадь революции" в начале Отечественной войны были сняты и отправлены в один из городов Средней Азии, а после, в 1944 году, реставрированы и возвращены на прежние места. Что мозаики на "Новослободской" по завершении обмывали водкой, а на Краснопресненской до постройки перехода стояли два памятника - Ленину и Сталину, на "Комсомольской" по просьбе футболиста, потерявшего в толпе ботинок, организовали Склад забытых вещей.
Главная прелесть: крупные цветные фотографии, на которых не только общий вид подземных залов, но и отдельные бронзовые и гипсовые тонированные скульптуры, фарфоровые барельефы, кропотливые многоцветные мозаики, металлические медальоны и люстры, которые далеко не у каждого москвича хватило бы терпения осмотреть "вживую". Чаще всего для показа общих планов станций использованы ретроснимки, на которых - станционные дежурные в старой форме и пассажиры в одежде тех времен. Поскольку альбом - издание все-таки не узкопрофессиональное, в конце - "Словарь терминов", разъясняющий тонкости архитектуры, геодезии и минералогии.