Массовая культура: современные западные исследования / Пер. с англ. - М.: Фонд научных исследований "Прагматика культуры", 2005, 339 с.
Превращение масскульта в предмет исследования давно перестало быть на Западе прорывом, скандалом, вообще - событием. Вот уже добрых три десятилетия это почтенная, академичная, если не сказать рутинная тема ученых изысканий. Нам представлены на пробу труды теоретиков самых разных школ: англичан, американцев, канадцев, австралийцев, написанные как раз в последнее десятилетие ХХ века. С одной стороны, актуальное дальше некуда. С другой - самое устоявшееся. На Западе кто-то из авторов известен достаточно широко (например, британец Д.Урри, пишущий здесь о том, как глобализация формирует особый "взгляд туриста"), кто-то - гораздо меньше, но здешнему читателю ни одно из имен само по себе не скажет ничего.
В предисловии так и сказано: авторы намеренно подбирались не слишком выдающиеся. Такие, которые не вносили бы в типовые исследовательские ходы ничего чересчур самостоятельного и не заслоняли характерное своей бунтарской индивидуальностью.
Как же видят свой предмет нынешние западные социологи, антропологи и философы в союзе с маркетологами и теоретиками менеджмента культуры? Наряду с явно масскультными явлениями: культом fashion-моделей в потребительском обществе (статья Д.Чен), мыльными операми (исследование Л.Саффл) или глянцевой прессой (работа К.Падмор) они, похоже, включают в понятие массовой культуры фактически все что угодно. Р.Джулианотти выявляет культурные смыслы в опыте футбольных болельщиков, а М.К. Гили и М.Волфинбаргер - в походах по магазинам и покупках через интернет. Отдельные - и очень любопытные - исследования посвящены общению в интернете: тому, как люди представляют своих партнеров по виртуальному общению (Д.Якобсон) и как моделируют при этом собственную личность (Э.Рейд).
Но что такого специфически масскультного во всех этих практиках? И где вообще граница между массовой культурой и повседневной жизнью?
Такой вопрос, собственно, не ставится - следовательно, и ответа на него мы не найдем. Зато обнаружим попытку теоретически смоделировать явление, границы которого даже как следует не проведены. Д.Э. Уиллок - очередной раз повторяя ту хорошо обжитую мысль, согласно которой массовое сознание, заполненное симулякрами, больше не видит реальности и не нуждается в ней - описывает массовую культуру в терминах теории хаоса, соединенной с философией Бодрийяра.
Среди ученых теоретиков в сборнике оказался единственный представитель неакадемического, как бы общечеловеческого взгляда на массовую культуру: американский журналист Кен Сейнс. Он описывает крайне занятное явление - искусственные джунгли, которые в американских зоопарках виртуозно воссоздают естественную среду обитания животных и выглядят такими настоящими, "словно вся их обстановка вывезена с других континентов и размещена в здании". По описанию - честно говоря, дух захватывает. А Сейнс, всего этого вдоволь насмотревшийся, воспринимает "МакДжунгли", "фастфуд для органов чувств", весьма скептически. Здесь открывается - Сейнс сам это замечает - огромная и интересная проблемная область, связанная с особенностями создания и проживания искусственных миров как полноценной, между прочим, части реальности. Но Сейнс, увы, не говорит по этому поводу ничего глубокого: ну имитация, диснейленд, театр, что с нее взять, кроме иллюзии┘ Очередной способ морочить людям голову.
Единственный российский автор сборника, В.А. Подорога в своих "Заметках на полях" о "культуре и реальности" добавляет ко всем этим взглядам еще один: собственный. Составитель, В.В. Зверева, пишет в предисловии, что так и задумано - разные статьи и не должны создавать здесь сколько-нибудь целостную картину массовой культуры. Из этих фрагментов можно собрать разве что мозаику-паззл, ибо массовая культура и сама фрагментарна и мозаична. Недаром у нее до сих пор нет определения, которое всех бы устраивало.