Валерий Диденко. Духовная реальность и искусство: эстетика преображения. - М.: Беловодье, 2005, 288 с.
Валерий Диденко, профессор, заведующий кафедрами в Московском государственном университете сервиса и Государственном университете управления, автор многих философско-эстетических текстов, написал книгу, в которой попытался разобрать некоторые сложные вопросы, касающиеся так называемой духовной сферы бытия. К этой тематике специалисты уже давно имеют разнообразнейшие подходы, исследованы различные аспекты, но безусловных авторитетов здесь быть не может, поэтому вполне естественны ревизии и новые осмысления старого материала для создания новых концепций.
Фундаментом "Эстетике преображения" послужило следующее: эстетическим теориям философов немецкой классики (Канта, Гегеля, Шеллинга) противопоставляются теории русских мыслителей Cеребряного века (Соловьев, Флоренский, Бердяев), что уже само по себе вызывает уважение - следовать традициям великой, но своеобычной русской философии довольно-таки непросто. Автор указывает на принципиальное различие между "немцами" и "русскими": у первых "дух", "духовность" понимаются как рационально-рассудочная сущность, помогающая осмыслить реальность ("┘у Канта эстетический образ мира - есть наиболее оптимальная система представлений, которая имеет смысл благодаря нравственным идеалам, составляющим ее содержание, и реализуется в мире явлений при помощи формальной деятельности рассудка"); а у вторых, в силу общей религиозной направленности мысли и творчества, - как нечто преображающее и качественно изменяющее действительность.
В книге можно найти довольно любопытные замечания касательно эстетики восточного мира (больше всего Индии): "Буддизм остается верен одной из главных черт восточной традиции - эстетике молчания. На важнейшие вопросы, связанные с Богом, бытием, душой, Будда отвечает "благостным молчанием". Это совсем не означает, что все эти вопросы не имеют ответа. Просто этот ответ не может быть сформулирован в вербальной форме, в виде логической связи понятий. Откровение не передается словами. Понимание не является следствием доказательности".
Естественно, все это подверстывается к теориям русских мыслителей и в целом указывает на общий околомистический фон построений Диденко, однако слова "мистика" он старается избегать - очевидно, из-за "ненаучности" и дискредитированности его в массовой культуре (хотя, например, Бердяев пользовался указанным словом достаточно регулярно). После долгих лет диктата передового марксистско-ленинского метода такой подход отнюдь не кажется субъективным и неоправданным, ведь для того, чтобы почувствовать, насколько реальность выше так называемого дискурса, вряд ли нужно быть профессором-эстетиком или писателем-деревенщиком.
Книга несколько разнородна: тематика "духовности" хотя и является стержневой, но временами на нее давят параллельные проблемы - вроде технократичности цивилизации и информационной экологии, - которые вполне могли бы стать предметами отдельных исследований. Также вызывают вопросы некоторые моменты в трактовках классических философских текстов (например, интерпретация гегелевского "духа" как исключительно рациональной сущности), а по поводу работ Хайдеггера, положения которых обсуждаются несколько путано, автор прямо говорит: "Хотелось бы добавить, что следовать за мыслью Хайдеггера иногда очень сложно. И язык "темен", да и проблемы не из простых". Конечно, Хайдеггер-то ведь немец┘