Теодор Гладков. Коротков. - М.: Молодая гвардия, 2005, 542 с.
"Король нелегалов" - это звучит как-то матеро. Если переводить на человеческий язык, то получится, что "нелегал" - это разведчик, выполняющий задание за границей, в нашем случае - агент ОГПУ Александр Коротков. Проще говоря, советский шпион.
Но таков уж стиль книги. Он похож на фильмы тридцатых годов, где чекисты - люди иногда "наивные", иногда - железные, верят в светлое будущее коммунизма в отдельно взятой стране (про мировую революцию уже никто не заговаривает). А еще - на летопись суровой жизни шпиона (мужественная фамилия Коротков - даже без имени на обложке, этакий "Штирлиц"). А еще стиль этот похож на танец с шалью (не с саблями). Почему-то (видно, героическая тема шпионажа все-таки отдает некоторой двусмысленностью) автор все время пытается оправдывать своих персонажей. Делает он это исподволь, и будто бы стыдливо закрываясь на секунду вышеозначенной шалью от взоров. Очень любит он выносить оправдательные приговоры и просто махать рукой: "Да ладно, да чего уж там, будем терпимее друг к другу┘" На фоне страшной советской действительности, где "восстает брат на брата", это особенно трогательно выглядит.
Вот речь идет о знаменитой поездке писателей на Беломорканал и выпуске сборника, восхваляющего работу отважных чекистов, перековывающих граждан-зэков. Автор: "Не будем сегодня винить авторов очерков, вошедших в этот сборник, в раболепии┘ Стройка действительно могла произвести на пассажиров теплохода самое благоприятное впечатление┘ К тому же среди заключенных было действительно много настоящих уголовников┘ Писателей приглашали в поездку от имени Горького, живого классика, абсолютного авторитета для каждого советского литератора и т.д."
Вот затрагивается тема печально известного авантюриста Якова Блюмкина, убившего немецкого посла графа Мирбаха, общавшегося с опальным Троцким и впоследствии проданного "своими". Разумеется, расстрелянного. А заложила его возлюбленная - некая Лиза Горская. Это ее он просил помочь ему "исчезнуть на время", когда расстрел был на носу, и это она донесла на него своему шефу - товарищу Трилиссеру. В книге "Коротков" эта история подается рублено и "без соплей": "В Москве разработка Блюмкина была поручена самой красивой и умной сотруднице ИНО (иностранного отдела). В конце концов Блюмкина арестовали┘ Лиза Горская вскоре вышла замуж за видного разведчика-нелегала Василия Зарубина. Горская была не только очень красивой, но талантливой и образованной женщиной. Со временем Зарубина и сама выросла в крупную разведчицу┘" В "талантливость" Лизы Горской мы, безусловно, верим. Предатель и наушник - это особый талант. Хотя, похоже, в ОГПУ им владело подавляющее большинство отважных сотрудников.
Далее еще того лучше. Александр Коротков получает приказ "обеспечить ликвидацию одного из сотрудников Троцкого, его личного секретаря политэмигранта Рудольфа Клемента┘ Присутствовал ли Коротков при этом акте (имеется в виду убийство. - Н.М.) непосредственно или нет, неизвестно. Но, во всяком случае, выполнение обоих приказов оставило в его душе чувства тягостные и неприятные┘ В докладной записке на имя нового наркома НКВД Лаврентия Берии Коротков прямо назвал эту операцию "самой черной, неприятной и опасной работой". Читателю остается только уронить скупую мужскую слезу: дескать, какая же это роскошь по тем временам - совестливый убийца! Неприятно ему было выслеживать и убивать┘ Бывают же на свете герои!
Ну а уж работа Короткова в Германии - это просто чистой воды восемнадцатое мгновение весны. Да и называется очень красиво, лаконично: "Наш человек в гестапо".
А дальнейшая карьера - просто сказка (для взрослых). "На основании Постановления Политбюро ЦК ВКПб от 9 сентября 1950 г. в МГБ СССР было образовано сверхсекретное подразделение, скромно поименованное Бюро # 1, предназначенное для проведения диверсий и террористических актов за границей. Пункт третий Постановления выглядел так: "Утвердить┘ заместителем начальника Бюро # 1 т. Короткова А.М., освободив его от работы в Комитете информации". Далее автор комментирует: "В известной мере это было вынужденным ответом СССР на образование НАТО и создание в США обширного арсенала ядерного оружия┘ Дело в том, что Советский Союз хотя и произвел в августе 1949 года первое испытание собственной атомной бомбы, созданной объединенными усилиями наших ученых, инженеров и┘ разведчиков, но ничем, похожим на реальный "атомный щит", еще не обладал┘ Задачей Бюро # 1 и было в случае начала боевых действий, а возможно, и превентивно, если угроза нападения со стороны агрессора абсолютно реальна┘ нанести неожиданные и эффективные удары по военным объектам врага. Не исключалось и физическое уничтожение ключевых фигур в политическом и военном руководстве страны-агрессора".
Да, несчастная, благородная и прекрасная наша страна. Все время должна быть начеку - как там агрессоры? И спасают нас от всех бедствий эти - с крепкими руками и железными сердцами и такими же мощными головами. Наши железные Фениксы, возрождающиеся из пепла всех войн, переворотов и перестроек. Молодцы.