0
1172

27.10.2005 00:00:00

Одиннадцатая заповедь

Тэги: культура, телевидение, ведущий, писатель


"Кто сказал, что курить вредно? Две пачки в день - нормально. И пол-литра водки - не страшно. И хорошо бы нам всем попробовать наркотики".

Представьте, что подобное произнес по телевизору министр здравоохранения. Или бывший министр. Или руководитель какого-нибудь федерального агентства по медицине. Не очень верится? А в области культуры уже было. Что именно? Телепрограмма с маоистским названием "Культурная революция" под руководством одного из крупных чиновников государевых. Пушкин, мол, никому не нужен; Лев Толстой - устаревший придурок; для писателей очень полезны притеснения и запреты...

Слушая сии слоганы, мы, по интеллигентской уступчивости, думали: а может, так привлекается внимание к культуре? По принципу - от противного. Но вспоминаешь все вкупе - очень уж противно и никакой в этом прикольности. У Чехова есть рассказ про Михаила Ефимовича Швыдкого. Там такой же раскованный и начитанный ведущий ходит по зоопарку и на потеху публике издевательски комментирует жалкую участь животных в клетках. Рассказ называется "Циник".

А мы с вами не циники? Мы верим в культуру или только зарабатываем на ней?

Татьяна Никитична Толстая в своей телепрограмме, названной в честь прославленной комедии Шеридана, постоянно и справедливо клеймит засилье пошлости и попсы на телеэкране. Но вот вспоминается, как она и Авдотья Смирнова беседуют с попсовым олигархом Дарьей Донцовой. Чем не повод защитить истинные литературные ценности и дать бой реальному агенту дебилизации и оболванивания населения? Потираем руки в предвкушении: вот уж где проявится полемическое остроумие Толстой! И вдруг выясняется, что обе ведущие с удовольствием прочитали множество донцовских сочинений и даже держат их у себя дома. Именины сердца. Читайте, мол, дорогие телезрители, Дашины сказочки, а имена элитарных писателей, коллег и единомышленников Татьяны Толстой вам знать не обязательно.

"Что мы видим, - говорит, - кроме телевиденья?" Еще один проклятый вопрос русской культуры, пророчески сформулированный Высоцким. В условиях победившей видеократии первое знакомство с современным писателем или хотя бы с его именем чаще всего происходит при посредстве "ящика". Сегодня любознательный подросток, случайно попавший на литературную передачу, пока какой-нибудь "Дом-2" прерван рекламой, может уверовать, что писатели - это Мария Арбатова, Александра Маринина, Марина Юденич, Татьяна Устинова... Гораздо труднее ему зафиксировать в памяти имена Аксенова, Битова, Искандера, Маканина, которые здесь, как говорят продавцы, бывают, но редко. А серьезные писатели более молодого возраста вообще считаются неходовым товаром.

Но самое грустное - когда по критериям телевизионных рейтингов начинают работать авторы книг о текущей словесности. "Все, что вы хотели узнать о современной литературе, но не знали, у кого спросить". С таким симпатичным слоганом-эпиграфом вышел в позапрошлом году путеводитель "Русская литература сегодня" Сергея Чупринина. Больше половины издания занимает раздел "Писатели России", куда включено сто тридцать с чем-то имен, от А до... Ю - от Александра Агеева до Сергея Юрьенена. Каков принцип отбора? Составитель обещал познакомить публику "с авторами, чье присутствие в современной литературе и на нынешнем книжном рынке несомненно".

А где же здесь такие корифеи, как Аксенов, Битов, Искандер, Маканин, Кушнер? Отсутствуют. Потому, дескать, что "писатели-классики, чья заслуженно высокая литературная репутация сложилась еще в советскую эпоху, в этой книге преднамеренно обойдены вниманием". Преднамеренно обойдены... Язык-то и выдает антилидерское намерение: слегка раскулачить литературных грандов, а их талоны на известность раздать шустрым люмпенам.

Один из нас постоянно преподает современную русскую литературу в МГУ. И, представьте, многие свежие студенты впервые из его лекций узнают даже такие имена, как Вознесенский и Евтушенко. В тетрадочки записывают. Как им рекомендовать справочник, где "преднамеренно обойдены" истинные творческие авторитеты, а в первый литературный ряд поставлены В.Бондаренко и Макс Фрай?

И слово "путеводитель", и процитированный выше эпиграф-слоган - обязывают. Нельзя ведь не включить в бедекер по Парижу - Лувр, а в справочник по Москве - Кремль, мотивируя тем, что легендарные объекты всем и так известны. Нет, совсем разные жанры - культурная энциклопедия и рекламный буклет. Особенно когда реклама каких-нибудь Денежкиной и Сакина делается за информационный счет настоящих прозаиков и поэтов. Да составил бы Чупринин свою золотую сотню по индивидуально-субъективным, сердечным, пусть пристрастным критериям - это было бы фактом личностным, эстетически значимым. А когда единственный принцип - равнодушно-циничная конъюнктура, то книга и устаревает за считанные месяцы. После того как Аксенов получил Букера, а Кушнер - премию "Поэт", может быть, надлежит все-таки вернуть их в литературный бомонд?

Настоящей литературе тяжело. К кому кинуться за помощью? К ближайшим родственникам, конечно. У писателей это вроде бы газетчики, ведь они тоже работают для читающего народа.

Посмотрим на типичного главного редактора современной общеполитической газеты. И выяснится, что он нам и не друг и не родственник, он нам - заклятый враг. Любое имя писателя недонцовского разлива вызывает у него недоумение или аллергию: не надо о нем статьи, не надо с ним интервью! Почему же? Может быть, этот начальничек в юности сильно обжегся на писании неудачных стихов или рассказов? Или, рабски завися теперь от самодура-инвестора, он просто смертельно завидует тем, кто пишет свободно и свое, пусть за копейки?

Так или иначе, высокая литература на газетном пространстве даже не гость случайный, а прямо-таки персона нон грата. Кстати, за рубежом дело обстоит совсем не так. Читая, к примеру, "Нойе Цюрхер Цайтунг", можно получить представление о современной немецкоязычной поэзии, поскольку там регулярно публикуются стихи, причем не только злободневные, но и с философскими размышлениями, с картинами природы. Нам попадались даже переводы с русского.

А как у нас, в великой стране, славной в первую очередь не журналистикой, а стихами? Разве может молодой российский лирик (не достигший, скажем, шестидесяти лет и не имеющий репутации, сложившейся "еще в советскую эпоху") увидеть свои строки на свежей полосе продвинутой столичной газеты?

И еще западноевропейские издания, что "Монд", что "Ди Цайт", удивляют русский глаз традиционностью, достойной сдержанностью своих литературно-критических материалов. Никакой особой попсовости или скандальности. Обзор, аналитическая статья, беседа - все то, чего так мало теперь у нас. Там приглашают внештатных экспертов-филилогов, у нас же главные редакторы и слыхом не слыхивали имен академика Гаспарова, профессоров Бочарова и Манна. А молодому критику в отечественной прессе порой приходится прятать весь свой культурный багаж и учиться ботать по вульгарнейшей фене.

К чему все это приводит? Люди перестают читать не только книги, но и те же газеты. Как для полноценной книги часто нет покупателя, так и от газет уходят подписчики. А без их поддержки неизбежна полная зависимость печатных органов от зачастую невежественных хозяев-толстосумов. И, конечно, не спасают положение бесстыжие приписки в цифрах так называемого общего тиража. Газетный мир рискует превратиться в экстенсивное производство бумажной массы, заполненной буквами и цветными картинками...

Массовость... Запугал Ортега-и-Гассет этим жупелом, и мы все задрожали от страха перед психической атакой масскульта.

А если по-чапаевски достойно принять бой? Неправда, что литература бывает либо массовой и пошлой, либо высокой и никому не нужной. Современная западная филология все чаще оперирует выражением "тривиальная литература". Полезный термин. Массовым, если повезет, не прочь сделаться каждый писатель. А сознательное стремление к тривиальности - это уже духовная проституция. Высокая литература может перенимать приемы и мотивы у масскульта, от тривиальщиков же ей лучше держаться за версту.

Вот наглядный пример. Масскульт - это Б.Акунин. Развлекая читателя, он заодно потчует его японской поэзией, доводит до сведения, что Россия когда-то воевала с Турцией, той самой, где теперь курорты Анталия и Кемер. Тривиальная литература - это Донцова. Кроме немотивированной криминальной фабулы и назойливой бытовщины в этих "сказках для взрослых" ничего нет. Одну книжку профессионал может прочесть, чтобы быть в курсе. Ну, вторую... Но где-то на третьей неизбежен отторгающий рефлекс. Если его нет, значит, и культура у вас не "там, внутри". Значит, вы ей занимаетесь по службе, а не по душе.

Нам скажут: брюзжать-то все горазды, а где у вас положительная программа?

Она у нас есть. И очень положительная. Простая, как заповедь.

Деятели культуры! Находясь при исполнении своих служебных или творческих обязанностей, не предавайте культуру!

Помните, что, всенародно обнимаясь с Донцовой, Денежкиной или безголосой Катей Лель, вы не только свою личную честь роняете - вы проматываете не вами созданный основной капитал, служите духу пустоты.

Не обязательно идти на плаху. Достаточно каждый день соблюдать личную эстетическую гигиену.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1714
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3673
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2725
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2226

Другие новости