0
1119

22.09.2005 00:00:00

Но сейчас идет другая драма

Тэги: литература, словесность


Вся русская литература - это постоянное выяснение отношений. Так или примерно так сказала однажды Марья Васильевна Розанова.

Действительно, не было бы в истории нашей словесности такой стремительной динамики, если бы писатели боялись спорить и ссориться. Пушкин давал сдачи Полевому и Надеждину. Достоевский, выйдя из "Шинели" Гоголя, вывел учителя в карикатурной фигуре Фомы Опискина. Лев Толстой наезжал на Шекспира. Футуристы потом бросили всех разом с парохода современности. Ахматова и Цветаева ревновали друг к другу великого русского читателя. А помните, все Переделкино учинило демонстративную обструкцию Валентину Катаеву за "Алмазный мой венец"...

Есть ли сейчас страстные литературные споры? Вялая вкусовщина. "Мне нравится Аксенов (Маканин, Гришковец, Быков...)" - "А мне не нравится". В ситуации, когда у критиков нет сколько-либо сходных критериев оценки, это превращается в рутинный профессиональный кретинизм. "Новаторство всегда безвкусно, а безупречны эпигоны" - формула Ильи Сельвинского релевантна для всех эпох. А еще многие критики буквально помешались на квазисоциологических рассуждениях о падении тиражей и потере "статуса". О том, что раньше за высокую литературу деньги платили, а теперь не платят.

Обсуждается житейская тактика, сиюминутная политтехнология, а мы затеваем стратегический разговор. О том, как вернуть жизнь в литературу. Литературу, не желающую жить по законам коммерческого или тусовочного тоталитаризма.

- В газете "Газета" колонка про вас, - обронил за обедом Андрей Василевский.

Покупаем. Открываем. Вроде - отклик на одну нашу статью. Знакомая такая чупрининская интонация. Ровная, все острые углы обтекающая: что это вы, ребята, в драку лезете, не иначе обиделись на что-то.

(Есть немного. А почему нет? И вы, Сергей Иванович, когда роман напишете, тоже обидчивым сделаетесь. К примеру, даже могучий Тынянов, перейдя из литературоведов в прозаики, страшно оскорблен был равнодушием ближайшего друга Шкловского к "Кюхле" и "Смерти Вазир-Мухтара". Самодостаточный философ Бахтин, сам романов не писавший, взъелся на Тынянова и, не будучи с ним знаком, оскорбительно, с личной обидой говорил о "Кюхле" в своих публичных лекциях...)

Но глядим: автор-то статьи - Александр Агеев. Подумав, уразумели: литературная политика - дело тонкое, если начальнику неудобно ввязываться в ссору, то всегда найдется кто-то из ближайшего окружения. Человек свиты - так в свое время обозначил общественное амплуа этих людей Владимир Маканин. Конечно, заносчивым одиночкам везде труднее. Причастность к какой-нибудь свите - потенциальная гарантия выживания. Кто ж бросит камень...

Еще один замаскированный привет прочли мы в статье Андрея Немзера "Кому - таторы, а кому - ляторы" (м-да, заголовочек!). Споря с несколькими не названными по именам литераторами, критик а) отстаивает свою свободу в выборе жанра, б) оправдывает субъективность оценок. Конечно, право человека писать газетные рецензии, а не большие монографии сомнению не подлежит. Извините, Андрей, что неуклюже пробовали подбить вас на ненужные вам подвиги. А вот вопрос о субъективности не так прост. Все оценки - личностны, но и личные вкусы подлежат критике с точки зрения их системности, познавательной ценности.

"Допускаю, что у меня дурной вкус", - в запальчивости порочит себя Немзер. Зачем же так? (Представьте, что священнослужитель брякнет по запарке или в гордыне: допускаю, что Бога нет.) Дальше же идет прелюбопытное признание: "Но в таком случае мои доброжелательные суждения лишь принизят писателей, о которых я прежде высказывался скептично". Переводя на простой язык, критик отстаивает свое право на страстную и заведомую предвзятость к яркому чужому мнению. Слишком уж утвердился он в амплуа антилидера. Помните еще один человеческий тип, описанный в новеллистике Маканина?

Критик без собственного прозаического или поэтического опыта слишком обречен на ехидную роль: чем ругать безвестных середняков, выгоднее отстреливать самую крупную дичь. Первым антилидером, пожалуй, был Писарев, эффектно замахнувшийся на Пушкина, Щедрина, Островского. (Хотя, кто знает, если бы он не утонул в двадцать восемь лет, то, глядишь, и за роман бы взялся - креативный все-таки был человек.) Успешно выступал в этой роли Вадим Кожинов, дерзко утверждавший, что Евтушенко, Вознесенский и Ахмадулина - всего лишь стихотворная беллетристика, а настоящие поэты - Рубцов, Передреев и Кузнецов. Выглядело как эпатаж, но все-таки Рубцов стал персонажем "ЖЗЛ", а попадут ли когда-нибудь в этот ряд лидеры эстрадной поэзии... И за рубежом есть прославленные антилидеры: Марсель Райх-Раницкий так доставал бедного Гюнтера Грасса, что тот, получив, наконец, Нобелевскую премию, отказался принять поздравление от своего зоила.

Но при всем этом у критика есть возможность стать и просто литературным лидером - не разрушая, а созидая. Аргументы важнее самих оценок. И если требование аргументированности, призыв выложить на стол духовно-творческие козыри кем-то трактуются как "поливание грязью", то эта грязь - лечебная, она поможет избавиться от самодовольного, бездумного балагурства: "таторы" и "ляторы" - не замена эстетической рефлексии.

По-прежнему нам хочется выяснить отношения с Дмитрием Быковым. Пока не удается. Но с писателем можно побеседовать и виртуально, взяв в руки его новую книгу. Берем. Плутовской роман "Правда", выпущенный в соавторстве с Максимом Чертановым. В те годы, когда быстрый Быков еще не успел родиться, появились первые анекдоты о Ленине. Смелые и политически и эротически: "Надя, откгой! Надежда Константиновна, откройте дверь! Феликс Эдмундович, именем революции приказываю открыть!" Впечатляло это юные умы. Можно сказать, перепахивало. И вот через сорок лет анекдотический архетип, уже с бородой гораздо длиннее ленинской, разворачивается на почти семистах страницах. "Узнав о смерти Инессы, Ленин впал в прострацию". И как не надоест неутомимо трудиться в стиле слегка обстебанного кондового советского реализма... Если на одну чашу весов положить семьсот граммов "Правды", а на другую давнюю остроту Сергея Курехина "Ленин - гриб", то гриб перетянет.

В очередной раз Быков от себя уходит - увиливает от творческого самораскрытия. Какой-то он у нас гражданин убегающий. (Пусть с перебором, но воспользуемся еще одним маканинским диагнозом.)

Коварство жизни в том, что она нам, таким исключительным и неповторимым, властно навязывает устойчивые роли и готовые сценарии. Но, чтобы писать оригинально, надо и жить по-своему. А нам говорят: у нас своя компания, у вас - своя.

Кто-то называет наше время "нулевыми годами". Нет, нули - не мы! У нас есть свое понимание литературной реальности. Какое?

Завершились две глобальные эстетические эпохи.

Реализм ставил жизнь выше искусства, и это было до поры до времени плодотворно.

Модернизм поместил искусство выше жизни, и это удачно сработало в Серебряном веке.

Обе системы умудрились ужиться в коммунальной литературной квартире шестидесятых-семидесятых годов двадцатого века. Новомировское "против чего?" и мовизм "Юности" в равной мере давали читателю глоток свободы. А что сейчас?

Вселенский "негатив" воплотился в двух элементарных формах: цивилизованное мещанство, равнодушное ко всему, кроме собственного комфорта, и - самоубийственная мстительность униженных, бедных и завистливых.

Наступило время не "измов", а личностей. Творческое соревнование всех со всеми.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1291
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
825
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1562
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1513

Другие новости