0
3381

01.09.2005 00:00:00

Натюрморт как пароль эпохи

Тэги: Виппер, Проблема и развитие натюрморта


Борис Виппер. Проблема и развитие натюрморта. - СПб.: Азбука-классика, 2005, 384 с.

Монография одного из основателей отечественного искусствоведения Бориса Робертовича Виппера публиковалась в 1922 году в Казани и давно стала библиографической редкостью. "Проблема и развитие натюрморта" - его первый большой труд, результат работы над диссертацией, которую он защитил в 1918 году. Книга эта не утратила научной ценности, ведь натюрморт до сих пор является наименее изученным жанром.

В книге Виппера речь идет об изначальных теоретических и философских вопросах натюрморта. Этим она созвучна с работами Флоренского и Хайдеггера, в которых мыслители через анализ художественного произведения подходили к рассмотрению таких фундаментальных тем, как "вещь", "пространство", историческое изменение отношения человека к миру.

Натюрморт настолько привычен, что зачастую воспринимается как несамостоятельный, утилитарный жанр, как украшение интерьера или средство для оттачивания технического мастерства. За привычкой утрачивается внутренний смысл жанра, который и стремится раскрыть Виппер. Он ставит и более значительную задачу - натюрморт рассматривается как ключ к живописи вообще, ведь именно здесь в наиболее чистом виде проявляется соотношение формы и содержания, видны особенности эпох, стилей и направлений.

Вместе с тем натюрморт - весьма специфический жанр. Это живопись, изображающая предмет, нечто оторванное от естественной среды и стихии, то, чему рукой человека придана новая целесообразность. В этом смысле современная Випперу живопись (Сезанн, кубисты) вообще натюрмортна. Сезанн изображает гору Сен-Виктуар или Амбруаза Воллара так, как если бы он изображал яблоки. Но так же предметно он выстраивает все пространство картины: "Кубисты, которые непосредственно продолжают Сезанна┘ не изображают предметы, но изображают предметами". И напротив, живопись импрессионистов, темой которой нередко становится натюрморт, в подлинном смысле слова ненатюрмортна, поскольку изображает не предмет, а его чувственное явление, в бликах света, в переливах и рефлексах цветов, в искажении формы в воздушной среде.

Виппер констатирует рост субъективизма в ходе истории - в средневековом искусстве вещь выдает незримое присутствие хозяина, в эпоху барокко завязывает интимные отношения с воспринимающим субъектом, в начале ХХ века передает всю активность в руки художника, свидетельствуя о наступлении технократической эпохи, в которой мир - лишь поле для человеческой деятельности.

Теория сочетается в книге с богатым фактическим материалом, подробным историческим анализом, начиная с предпосылок возникновения натюрморта в наскальной живописи, где наряду с натуралистическим изображением человека и животных зарождается особое чувство предмета и его частей, изолированных и схематизированных, - и до эпох, в которых натюрморт определился как отдельный жанр (в XVII веке, в эпоху барокко) и получил высшее развитие (в XIX - начале XX века в творчестве Сезанна, кубистов, футуристов).

Манеру письма Виппера вполне можно назвать живописной, она зримо и чувственно передает характер описываемых работ, что отчасти объясняется необходимостью, ведь во время написания книги возможности иллюстрирования были крайне ограниченны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1409
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
892
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
632
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
877

Другие новости