Борис Виппер. Проблема и развитие натюрморта. - СПб.: Азбука-классика, 2005, 384 с.
Монография одного из основателей отечественного искусствоведения Бориса Робертовича Виппера публиковалась в 1922 году в Казани и давно стала библиографической редкостью. "Проблема и развитие натюрморта" - его первый большой труд, результат работы над диссертацией, которую он защитил в 1918 году. Книга эта не утратила научной ценности, ведь натюрморт до сих пор является наименее изученным жанром.
В книге Виппера речь идет об изначальных теоретических и философских вопросах натюрморта. Этим она созвучна с работами Флоренского и Хайдеггера, в которых мыслители через анализ художественного произведения подходили к рассмотрению таких фундаментальных тем, как "вещь", "пространство", историческое изменение отношения человека к миру.
Натюрморт настолько привычен, что зачастую воспринимается как несамостоятельный, утилитарный жанр, как украшение интерьера или средство для оттачивания технического мастерства. За привычкой утрачивается внутренний смысл жанра, который и стремится раскрыть Виппер. Он ставит и более значительную задачу - натюрморт рассматривается как ключ к живописи вообще, ведь именно здесь в наиболее чистом виде проявляется соотношение формы и содержания, видны особенности эпох, стилей и направлений.
Вместе с тем натюрморт - весьма специфический жанр. Это живопись, изображающая предмет, нечто оторванное от естественной среды и стихии, то, чему рукой человека придана новая целесообразность. В этом смысле современная Випперу живопись (Сезанн, кубисты) вообще натюрмортна. Сезанн изображает гору Сен-Виктуар или Амбруаза Воллара так, как если бы он изображал яблоки. Но так же предметно он выстраивает все пространство картины: "Кубисты, которые непосредственно продолжают Сезанна┘ не изображают предметы, но изображают предметами". И напротив, живопись импрессионистов, темой которой нередко становится натюрморт, в подлинном смысле слова ненатюрмортна, поскольку изображает не предмет, а его чувственное явление, в бликах света, в переливах и рефлексах цветов, в искажении формы в воздушной среде.
Виппер констатирует рост субъективизма в ходе истории - в средневековом искусстве вещь выдает незримое присутствие хозяина, в эпоху барокко завязывает интимные отношения с воспринимающим субъектом, в начале ХХ века передает всю активность в руки художника, свидетельствуя о наступлении технократической эпохи, в которой мир - лишь поле для человеческой деятельности.
Теория сочетается в книге с богатым фактическим материалом, подробным историческим анализом, начиная с предпосылок возникновения натюрморта в наскальной живописи, где наряду с натуралистическим изображением человека и животных зарождается особое чувство предмета и его частей, изолированных и схематизированных, - и до эпох, в которых натюрморт определился как отдельный жанр (в XVII веке, в эпоху барокко) и получил высшее развитие (в XIX - начале XX века в творчестве Сезанна, кубистов, футуристов).
Манеру письма Виппера вполне можно назвать живописной, она зримо и чувственно передает характер описываемых работ, что отчасти объясняется необходимостью, ведь во время написания книги возможности иллюстрирования были крайне ограниченны.