Субкоманданте Маркос. Четвертая мировая война. - Екатеринбург, Ультра.Культура, 2005, 694 с.
В не публиковавшейся у нас книге "Дороги беззакония" (1938) Грэм Грин с ужасом описывал события, вершившиеся в 1928-1932 гг. в мексиканских штатах Табаско и Чьяпас. Традиционная для Латинской Америки слабость центральных правительств в сочетании с региональным каудильизмом (правлением местных олигархов) привела к тому, что на территории Табаско и Чьяпаса возникли тогда независимые от центра либерально-антиклерикальные режимы. Их сторонники разрушали церкви, истребляли священнослужителей, творили аграрную справедливость, насаждали образование и устанавливали прогресс. Иначе говоря, под дулами винтовок волокли народ к счастью. Неудивительно, что стихийное народное сопротивление антиклерикалам оказывали темные массы индейцев под руководством уцелевших попов и латифундистов - так называемые cristeros, христовцы. Прозвище они получили по боевому кличу "Viva Cristo Rey!" - "Да здравствует Христос Царь!"
Франсиско (Панчо) Вилья, Эмилиано Сапата, Аугусто Сесар Сандино, Луис Карлос Престес, Эрнесто Че Гевара, Даниэль Ортега┘ Список практических революционеров длинен. А если к нему прибавить "революционеров в погонах" (генералов-президентов Омара Торрихоса, Мануэля Норьегу, Уго Чавеса), перуанских комбатантов движения "Сендеро Луминосо" и колумбийских наркобаронов с антиимпериалистическим уклоном типа Пабло Эскобара, то в евромозгах шарики окончательно заходят за ролики. Понять, кто есть кто и что есть что, почти невозможно.
Мексиканский политический вулкан не угас и по сей день. Осенью 1984 г. в штате Чьяпас миру явился субкоманданте Маркос. Человек, о котором уже два десятилетия напряженно толкуют все революционисты Старого и Нового Света. Перед нами объемистый том сочинений самого субкоманданте. Понятие "антиглобализм" он манифестирует едва ли не на каждой странице. Если глобализм - удобная короткая замена термина "мировая экспансия либерального капитализма", то антиглобализм означает нечто противоположное, то есть движение отторжения глобализма. А поскольку чистое отрицание неплодотворно и нуждается в утверждении, то антиглобализм предположительно должен иметь позитивную программу.
Ни марксистско-социалистические проекты разных модификаций, ни господствующие во всех странах Латинской Америки (кроме Кубы) капиталистическая экономика и представительная демократия не принесли стабильности и процветания. Разумеется, либеральная экономика и свободно-демократический правопорядок не панацея, как и марксистско-социалистические и национально-социалистические эксперименты. При таком раскладе сил антиглобализм не может служить альтернативой глобализму как естественному проявлению капиталистической системы.
Разве антиглобализм - это замаскированный коммунизм? Ничего подобного. Что же тогда? Ведь альтернатива - одно из двух, "третьей альтернативы" не бывает. Следовательно, антиглобализм - это наш старый знакомый "третий путь", нечто среднеидеальное, лежащее промеж капитализма и коммунизма, обладающее достоинствами обоих и лишенное их недостатков.
Независимо от того, реален или виртуален субкоманданте Маркос (в книге даже названо его имя - Рафаэль Себастьян Гильен Висенте, год рождения 1956-й, метис из Тампико, выпускник философского факультета и бывший университетский преподаватель), его личность, моделируемая по текстам, вызывает симпатию несходством прокламируемых им принципов с привычными декларациями вооруженных латиноамериканских герильерос: "Мы сформировались внутри армии, Сапатистской Армии Национального Освобождения. Это военная структура┘ Но в любом случае наша армия - это армия совершенно другая, потому что мы стремимся как раз к тому, чтобы перестать быть армией. Военный - это абсурдная личность, потому что он должен прибегать к оружию, чтобы убедить другого в том, что его истина - единственная, которой нужно следовать. В этом смысле если будущее нашего движения - военное, то у него нет будущего. Если САНО продолжит свое существование как вооруженная военная сила, это станет ее поражением. Поражением в смысле поражения ее идейных позиций, ее взгляда на мир. И кроме этого и еще худшим, чем это стало бы, если бы САНО пришла к власти и начала править как революционная армия. Для нас это было бы поражением".
Вооруженная сила, не стремящаяся воевать? Региональное повстанческое движение, не стремящееся к абсолютному контролю над базовой территорией? Вооруженная оппозиция правительству (в частности) и государственной идеологии (в целом), постоянно стремящаяся к мирному позитивному переговорному процессу? Что ж, такое действительно трудно понять. Но это существует и требует понимания.
О жизни сапатистских общин Чьяпаса известно лишь, что в них категорически запрещено употреблять алкоголь и наркотики, а члены общин отличаются немногословностью, непривычной на фоне неумеренной говорливости латиноамериканских левых.
Постулируя глобализм как "четвертую мировую войну", субкоманданте (если опираться исключительно на входящие в книгу тексты, особенно "Семь деталей мировой головоломки", "Интервью Г.Г. Маркесу" и "Мир: семь размышлений в мае 2003 года") не развивает сколько-нибудь конструктивных собственных идей. В его высказываниях отчетливо видно разочарование в марксистском (троцкистском, маоистском) революционизме. Высказывания о Кубе и Кастро полностью укладываются в шаблон мексикано-кубинских отношений (дружба домами без поддержки внутренних оппозиционных сил, опирающаяся на раздражающее соседство США). Слабо просматриваются лишь смутные контуры сапатистской модели, пресловутой "третьей альтернативы" капитализму и коммунизму: естественный уклад жизни в индейских общинах. Это ожидаемо. САНО - движение, опирающееся на индейцев, а слово "индихенсиа" (нужда) не только созвучно названию коренного населения, но и точно описывает его социальное положение.
Старик Антонио, индеец племени цоциль, постоянный персонаж текстов субкоманданте, несколько настораживает. Уж слишком хорошо знаком нам образ умудренного опытом носителя некой традиционной культуры, после обращения к которому питомец прогнившей западной цивилизации прозрел и духовно переродился. Вряд ли случайно тексты субкоманданте, в которых появляется этот старик, по стилю не сходны с политическими документами и скорее напоминают прозу в духе Кастанеды. Персонажа, неслучайного в пантеоне субкоманданте.
Похоже, что перед нами очередная популистская утопия, своеобразная индеанизированная реинкарнация стихийного протестного движения, охватившего молодежь Запада в 1960-е годы, ярчайшими выразителями которого стали хиппи. Как известно, движение хиппи пыталось набрать созидательный потенциал, но не пошло дальше создания примитивных бытовых коммун, быстро погрязших в наркотиках и "свободной любви". После чего хиппизм был успешно переварен западным истеблишментом и превратился в популярный, хорошо продаваемый брэнд.
Брэндом, правда, в ином, немного постмодернистском стиле, стал и Маркос с его черной маской на лице, бесконечными письмами к мировому сообществу и томиком Сервантеса в походной сумке.
Разумеется, САНО - не хиппи. Хотя бы потому, что движение вооружено, структурировано, имеет социальную базу, программу и определенный авторитет. Утопизм субкоманданте неагрессивный и гуманистичный. Но в условиях латиноамериканской "континентальной альтернативности", при сложившейся репутации Латинской Америки как "передового отряда третьего мира", при начавшемся движении в сторону создания латиноамериканского сообщества типа ЕЭС - будущее САНО и субкоманданте Маркоса представляется весьма проблематичным. Континент в целом выбрал свою судьбу, и "третьей альтернативе" в ней места нет. Доказательство - необычно длительный, более 20 лет, период "сивилизации" (гражданского правления), наступивший после эпохи "пронунсиаменто" (военных переворотов и военных режимов) 1960-1970-х.
Мирно-вооруженному проекту САНО угрожает самая банальная опасность - рутинизация. Однако уже двадцать лет сапатисты, не требующие ни местного самоуправления, ни отделения от Мексики, сидят в джунглях воплощенным укором правящим режимам. И сколько еще просидят - неизвестно.