Джин Сосин. Искры Свободы. Воспоминания ветерана радио. - Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена: Нобелистика, 2004, 308 с.
Распад Советского Союза в 1991 году создал устойчивый стереотип о враждебной, русофобской внешней силе, разрушившей "красную цивилизацию". Он сравним, пожалуй, лишь с мифом об "ударе в спину", объяснявшим, с точки зрения нацистов, причины поражения в Первой мировой войне. Одним из главных инструментов этой загадочной силы принято считать западные радиостанции. Так называемые "голоса".
Мифу противостоит реальность. Ее и описывает старейший сотрудник Радио "Свобода" Джин Сосин, попутно разрушая представление о радиостанции как о некоем сборище диверсантов и джеймсов бондов.
"Свобода" (первоначальное название "Освобождение") была создана по инициативе крупного политолога и специалиста по России Джона Кеннана. И если в первое время ее вещание было действительно направлено на свержение советского строя, то вскоре эти цели были изменены на более отдаленные, но и не менее важные: формирование демократических ценностей. Любые призывы к свержению правительства или акциям, могущим повредить радиослушателям, были запрещены. Учитывая то, что радиостанция служила идеологическим оружием в холодной войне (как, впрочем, и советское иновещание), такое отношение к вероятному противнику нельзя не назвать благородным.
Даже при очень большом желании со стороны сотрудников клеветать им не было никакого смысла. Безграмотность и жестокость советских руководителей порождала столько вопиющих фактов, что впору было их преуменьшать и приглаживать во избежание обвинений во лжи. Восстание заключенных на Воркуте в 1955 году, хрущевская кукуруза, карибский кризис, Пражская весна, оккупация Афганистана┘
В роли джеймсов бондов выступали сотрудники и гости радиостанции: Владимир Юрасов - политзэк, бежавший из ГУЛАГа на фронт, ставший офицером и после войны вторично бежавший, теперь на Запад; поэт Александр Галич, журналист Юджин Лайонз, диссидент Андрей Амальрик, Александр Солженицын.
Да, Радио "Свобода" и "Свободная Европа" финансировались ЦРУ, и притом неофициально. Предполагалось, что у слушателей большее доверие вызовет частная компания, тем более что вещание официального "Голоса Америки" уже велось на подсоветское пространство. Поэтому был спешно создан попечительский совет, а финансирование шло через Американский комитет освобождения народов СССР. Роль ЦРУ тщательно скрывалась даже от сотрудников, и когда в 1971 году общественности США стало известно о тайных субсидиях, вопрос решался на уровне Конгресса (комитет Фулбрайта). После 1971 года и "Свобода", и "Свободная Европа" были переведены на баланс Конгресса. Сосин вспоминает: "Я постоянно чувствовал противоестественность ситуации, работая в организации, несущей правду советским народам и лгущей собственному".
Несколько слов о русофобии. Проблема поднималась еще в годы холодной войны, в частности Солженицыным. В отношении подсоветских наций у официальных лиц, особенно американцев, действовал определенный стереотип. В их сознании граждане Восточной Европы и союзных республик воспринимались жертвами, оккупированными Советской Россией. Носителем же коммунистической идеологии был русский народ, который тем самым исключался из числа пострадавших сторон и выступал в качестве потенциального "ответчика". Далеко не все сотрудники "Свободы" соглашались с этой примитивной схемой, но тенденция просматривалась.
Насколько реальной политической силой были "радиоголоса" и, в частности, "Свобода"? Думается, что слова Фридриха Ницше "то, что падает, должно подтолкнуть" соответствуют состоянию, в каком оказался СССР к началу перестройки. Совокупность внутренних противоречий и пороков привела страну к глубочайшему системному кризису, в котором "внешний фактор" (западные политики, разведчики, "радиоголоса") сыграл роль врача, сделавшего эвтаназию неизлечимо больному. Чтоб не мучился.