История США: Хрестоматия /Сост. Э.А. Иванян/ - М.: Дрофа, 2005, 400 с.
Это, по сути дела, первый открыто изданный общедоступный сборник основополагающих текстов заокеанской истории. Несмотря на то что американцы никогда не опечатывали свои исторические анналы, а напротив, громко и широковещательно пропагандировали опыт национальной истории, в СССР доступ к американским первоисточникам был фактически закрыт для всех, кроме особо доверенных специалистов. Широкой аудитории приходилось знакомиться с документами истории США в вольных пересказах третьих лиц.
Мейфлауэрское соглашение (1620) - текст, занимающий одну страничку; тем не менее именно с него начался отсчет истории американской государственности. Этот "Синайский Завет" первопоселенцев составлен и подписан 41 смертным, а Господь Бог при сем присутствовал как свидетель. Соглашение трактует вопросы веротерпимости, совместного проживания и взаимного непобития морд.
Декларация независимости (1776) - документ, сохранившийся лишь в копии (оригинал отцы-основатели умудрились затерять). Многим любопытно будет узнать, что все конкретное политическое содержание Декларации заключено в первых пяти абзацах; остальной пространный текст состоит из обвинений в адрес британского монарха.
Полный текст Конституции США (1788; 7 статей, 12 страниц) дополнен Биллем о правах (1791; первые 10 поправок к Конституции) и текстом остальных поправок (всего их ныне 27, последняя сделана в 1992 году). Характерно, что поправки по содержанию варьируют от фундаментальных институционных положений до весьма частных деталей - например, 18-я поправка вводит "сухой закон", а 21-я поправка его отменяет. Сравним этот пример борьбы с пьянством на уровне Конституции с горбачевской кабинетной импровизацией 1985 года.
Доктрина Монро (1823), идейная основа "западнополушарной гегемонии" США, представлена в том виде, в каком она и была сформулирована - в виде трех абзацев из ежегодного послания президента Конгрессу, касающихся отношений с Россией.
Статья "Богатство" (1889) принадлежит перу "стального короля" Эндрю Карнеги. Карнеги, ставший мультимиллионером во времена, когда сумма в 10 тысяч долларов считалась серьезным капиталом, настаивает, что обладатели крупных состояний обязаны не раздавать грошики на паперти, а капитализировать избыточный доход в социально ориентированные программы. Иначе говоря, призывает не зажираться и вкладывать в прогресс и патриотизм. Призыв услышан. Финансирование большинства недоходных проектов в США проводится трастовыми фондами по модели Карнеги. Да задрожат и побледнеют российские олигархи┘
"Американский век" (1941) издателя Генри Люса - документ, проясняющий, какие рычажки сцепляются и какие ассоциации срабатывают в американской политической голове при взгляде на мировые реалии; это покаяние в затянувшемся национальном изоляционизме, соединенное с оптимистической уверенностью, что из пламени войны Америка выйдет, во-первых, очистившейся, а во-вторых, безусловно и навсегда лидирующей мировой державой.
Текст знаменитой директивы Совета национальной безопасности США от 14 апреля 1950 года ("директивы СНБ-68") - основополагающий документ "холодной войны". Содержащиеся в нем преувеличенные оценки советской военной мощи и утверждения о скором неминуемом нападении СССР на свободный мир - иллюстрация взрывоопасной обстановки, в которой пребывало человечество в период 1949-1963 годов. Этот документ интересен тем, что доказывает, насколько успешен был советский военно-политический блеф: грозя кулаками и исходя воинственной риторикой, советское руководство тем не менее прекрасно понимало, что "третья мировая атомная война", если ее сдуру начать, закончится вовсе не мировым торжеством социализма, а гибелью СССР. Но не блефовать было нельзя - этого требовал имидж сверхдержавы.
Учебное пособие читается, как хороший политический роман, написанный коллективом авторов. Сквозь весь корпус текстов проходит удивительная цельность и преемственность американского политического мышления: никакой "борьбы с прошлым", сколь бы скверно оно ни было в отдельных эпизодах, и минимум дискуссий насчет "моделей будущего". И в этом же - известный дефект исторического мышления: зная, чего они хотят, американцы уверены, что все другие хотят того же.