Вернер Зомбарт. Собрание сочинений в 3 томах. Т. 1. Буржуа: к истории духовного развития современного экономического человека. Будущность еврейского народа. Художественная промышленность и культура. Т. 2. Торгаши и герои. Евреи и экономика / Пер. с нем. - СПб.: Владимир Даль, 2005, 640 + 656 с.
Имя Вернера Зомбарта, введшего в научный лексикон слово "капитализм", почти на шестьдесят лет было забыто отечественным читателем. Именно в 1931 году, в последний раз в СССР, вышло очередное издание 3-томного "Современного капитализма", отдававшего умеренным марксизмом. И вот теперь издательство "Владимир Даль" обращается к наследию немецкого социолога. Первый том представляет собой переиздание двух небольших работ, вышедших в России еще до революции, и "Буржуа", вышедшего впервые в 1924-м (год назад, с другим подзаголовком, выходил и в издательстве "Айрис-пресс"). Для второго целиком были переведены "Евреи и экономика", чья первая часть из трех также была переиздана год назад издательством "Айрис-пресс" в дореволюционной редакции. Впервые выходят "Торгаши и герои. Раздумья патриота", обращенные к своей нации, воюющей в Первой мировой, в надежде повысить боевой дух немцев против англичан. Целиком же собрание, чей заключительный, третий том выйдет позднее, содержит работы 1910-х годов, представляющие, по мнению составителей издания, наибольший интерес.
Зомбарт больше всем известен как оппонент Макса Вебера, выигравшего в итоге стратегическое противостояние у своего коллеги-соредактора первого социологического журнала в Германии. Все современные учебные программы отсылают к Веберу, утверждавшему, что дух капитализма есть следствие развития протестантизма. Зомбарт же много внимания уделил роли евреев в формировании и развитии капитализма. Все свои находки он высказал в труде "Евреи и экономика". Это, видимо, и было одной из причин исторического проигрыша Веберу. И никто не берет в расчет, что Зомбарт антисемитом не был. Гитлер лично читал его работы, но интегрировать в национал-социализм идеи ученого оказался не в состоянии. Более того, за вышедшую в 1934 году работу "Немецкий социализм" нацисты не рекомендовали посещать лекции профессора и препятствовали распространению книги. Когда в одной из книг Зомбарт касается вопроса уничтожения евреев, то он высказывается трижды против этого, равно как и их изгнания из Германии. В середине 1941-го ученый умирает в Берлине, ощущая последние годы холодное отношение к себе со стороны властей.
Так почему же сегодня больше отдают предпочтение Веберу, а не Зомбарту? Концепция Вебера больше отвечала рационалистическому подходу и усилению идей индивидуализма. Зомбарт же не претендует на универсальный, все объясняющий подход, "от индивидуума". Он ворочает массами и эпохами, оговаривая, что, вычленяя из развития истории один компонент, как, например евреев, он с таким же успехом мог бы написать подобный труд о влиянии нордических народов на формирование современного капитализма. Труден зомбартовский подход - нужно все представлять в целом, в совокупности, как до Декарта. История предстает слаженно, и мировоззрением отдельного человека ничего не объяснишь, народ подавай. А само понятие капитализма как смешения двух духов - "торгашеского" и "авантюрного" не опишешь рационалистическими понятиями. Уж проще все свалить на протестантов и пуритан - какая, собственно, разница, с чьих позиций - Вебера или Зомбарта, смотреть на историю, та ведь от этого не меняется.