Арсен Мелитонян, Павел Цуканов, Анна Ларина, Станислав Величко. Привет из Москвы. Москва на старых открытках: 1895-1917. Альбом-каталог. - М.: Магма, 2004, 128 с.
Филокартисты обобщили свое знание о Москве. Семнадцать коллекционеров, ведомые Арсеном Мелитоняном, представили отдельные собрания как одно, предпослав ему теоретическую часть. В альбоме помещены избранные, а в каталоге - все дореволюционные открытки с видами Москвы, известные на дату подписания книги в печать.
Оказывается, история русской открытки, как и всякий научный предмет, имеет свою периодизацию. Первый период считается с 1872 года, когда открытые письма получили хождение, до 1894-го, когда на них стали появляться местные виды, а государство отказалось от монополии на их печатание. Второй - с той поры и до 1904 года, когда Всемирный почтовый союз, в котором участвовала Россия, утвердил современный, то есть принадлежащий уже третьему этапу, тип открытки - с изображением на лицевой стороне, адресом и полем текста на оборотной. Дотоле, во второй период, поле текста соседствовало с полем изображения, соперничая с ним.
Зарубежье вносит в эту периодизацию некоторые коррективы: первое открытое письмо с видами Москвы напечатано предположительно в Швейцарии и датируется приблизительно 1886-1887 годами.
Жанровая типология открыток для начала такова: есть письма в стиле "грюсс" - от немецкого "Gruss aus..." ("Привет из...") - и остальные. Жанр "грюсс" предполагает, что открытка типографски озаглавлена словами "Привет..." или "Поклон (из Москвы)".
Стилистически открытое письмо Серебряного века принадлежит модерну - или не принадлежит ему. В альбоме выделены несколько модерновых открыток с городским гербом работы Самокиш-Судковской, Браиловской, Нарбута и Виктора Васнецова.
Технологически известны опыты печати на фанере и на шелке, а также опыты рельефного тиснения. Особая статья - открытки-аппликации, где ранец персонажа или иной предмет в его руках - к примеру, фотоаппарат - способен оказаться целым складнем городских изображений.
Как пишут авторы, дальнейшая история открытого письма стала историей повторов за издателями рубежа веков.