Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Перевод с арабского Георгия Муркоса. - М.: Общество сохранения литературного наследия, 2005, 728 с.
Некоторых переизданий приходится ждать сто лет. Павел Алеппский, совершенно необходимый в библиотеке краеведа, особенно москвоведа, и всякого русиста, издавался в 1896-1900 годах. Перевод Георгия Абрамовича Муркоса, профессора Лазаревского института восточных языков, араба по национальности, уроженца Дамаска, остается, вероятно, единственным полным.
Книга архидиакона Павла - это, собственно, пятнадцать книг, три из которых полностью, а три частично посвящены Москве. Другие девять представляют описание пути из Антиохии через Молдавию, Валахию и Малороссию, рассказы о посещении Новгорода, подмосковных монастырей и об обратном пути через те же области и страны. Большая часть четвертой книги уделена Киеву, а вся шестая книга - Коломне, куда путешественников отослали на время московской чумы 1654 года.
Павел Алеппский - главный источник по истории молдаво-украинских отношений тех лет. Драгоценны литературный портрет Хмельницкого и свидетельская хроника его эпопеи. Описание украинского и великорусского юго-запада, от Рашкова до Калуги, предпринятое в четвертой, пятой и двенадцатой книгах, осталось для многих мест и городов этого вектора главным, а для некоторых, кажется, единственным. Для литературного оглашения Коломны Павел Алеппский сделал не меньше, чем Лажечников или Пильняк: "Он (город Коломна) величиной с город Эмессу, но стены его, выстроенные из больших камней и крепкого, чудесного красного кирпича, страшной высоты. Его башни походят на башни Антиохии или даже лучше и красивее их по постройке - удивительно крепки и непоколебимы..."
Среди московских впечатлений архидиакона особенно важны подробности церковной жизни, опущенные другими иностранными авторами - как правило, светскими дипломатами и разведчиками. Московскую жизнь гости наблюдали на протяжении двух годичных кругов, причем не все время добровольно. Уже отпущенный царем, патриарх Макарий был принужден вернуться с дороги, чтобы благословить Алексея Михайловича на новый польский поход и услышать о первой ссоре Алексея Михайловича и Никона. Кстати, литературные портреты этих двоих принадлежат к лучшим страницам книги.