0
1190

14.07.2005 00:00:00

Почти святая

Тэги: Шастенэ, Лукреция Борджа


Женевьева Шастенэ. Лукреция Борджа. - М.: Молодая гвардия, 2004, 320 с. (Жизнь замечательных людей).

Французская писательница Женевьева Шастенэ (правнучка, между прочим, самого Ипполита Тэна - знаменитого французского историка и философа) поставила перед собой достойнейшую задачу: по свидетельствам современников и документам из архивов Италии и Ватикана восстановить наконец подлинную жизнь и подлинный образ той, которую называют одной из самых знаменитых и самых чудовищных женщин мировой истории.

Действительно: Лукреции Борджа (1480-1519), дочери папы римского Александра VI, удалось произвести на современников настолько неизгладимое впечатление, что отделить в ее биографии правду от невероятного количества вымыслов и легенд, наверное, уже никогда не удастся. Репутация у нее, прямо скажем, весьма насыщенная. С одной стороны - одна из ведущих фигур культурной жизни своего времени: покровительница искусств, собеседница художников, поэтов и ученых. С другой - "отравительница, вакханка, убийца, кровосмесительница"┘

Но тщетно стал бы читатель выискивать в книге леденящие душу подробности о чудовищных преступлениях героини: ничего подобного там нет. Буквально: ни единого не то что, сохрани Бог, злодеяния, но даже просто поступка, который можно было бы назвать дурным.

В этом автор даже несколько противоречит себе: ведь ее собственное намерение, заявленное в начале книги - понять (по существу, оправдать) эпоху и ее людей в их собственных мотивах и ценностях. "Борджа, - пишет она, - вполне соответствуют своему времени. ┘В этом семействе нет ничего чудовищного, а отсутствие лицемерия скорее говорит в его пользу". Папа Александр VI и братец Лукреции Чезаре действительно примерно с этих позиций и описываются. Лукреция - совсем другое дело. Она безусловно хороша, причем с точки зрения вечности.

Ни о пресловутых отравлениях, ни о не менее пресловутом разврате - ни слова. Если о кровосмесительных сюжетах (как гласит устойчивая молва, Лукреция Борджа была любовницей собственных братьев и отца) Шастенэ все же кое-где упоминает - очень мимоходом, сразу говоря, что все это клевета, - то этим дело и ограничивается. В описании отношений героини с мужчинами Шастенэ крайне осторожна. Единственное, о чем в связи с этим вообще по-настоящему говорится, - это о чистой, возвышенной любви героини к разным (весьма немногим!) достойным людям. Ну, разве что еще о вынужденных - всегда по политическим соображениям - замужествах. И все┘

Шастенэ объясняет: ничего другого она не нашла в источниках. То есть в таких источниках, которым, по ее разумению, стоило бы верить.

Серьезной критики встретившихся автору на творческом пути источников мы, правда, не найдем. Не встретим и аргументированной полемики с авторами других исторических сочинений на ту же тему, имевших о Лукреции Борджа иное мнение. Другие точки зрения Шастенэ не рассматривает - она их даже почти не упоминает. С источниками же она обходится, кажется, просто: верит тем, которые отзываются о ее любимой героине хорошо, а тем, что отзываются не слишком хорошо, - не верит.

И получается: Лукреция Борджа - замечательная, достойная, чистая и добродетельная женщина. Ее главным желанием было "угодить Господу и быть полезной не только┘ современникам, но и будущим поколениям", а "тайна ее власти" - "в том, что она всегда соблюдала третью заповедь, которая призывает "любить ближнего своего, как самого себя". Почти святая.

О достоинствах героини, в частности, о том, какой мудрой правительницей она была в Ферраре, сказано действительно немало. А еще того больше - и вот ради этого книгу действительно стоит читать - о многочисленных подробностях итальянской жизни конца XV - начала XVI века.

Что за беда в том, что вместо обещанной наконец-то подлинной биографии Лукреции Борджа мы получили всего лишь очередную версию мифа о ней? Автор, правда, принимает эту версию за вполне окончательную истину, но это уже отдельный вопрос. Ведь вместе с тем перед нами еще и чрезвычайно насыщенный, фотографически подробный портрет эпохи. Детали в нем самоценны и часто даже перевешивают повествование, но это скорее достоинство текста, потому что - самое в нем интересное. Женевьева Шастенэ все-таки не зря провела столько времени в архивах. Ну где еще прочитаешь в самом деле сразу и о том, какими способами брюнетки в конце XIV века осветляли волосы (потому что это считалось красивым), и в какие игры играли тогда маленькие итальянцы, и как отапливались помещения, и как украшались города в дни праздников, и как развлекались за свадебным столом, и как воспринимали христианство, и что было принято читать, и как относились к музыке, и как одевались для разных случаев, и какие были суеверия... Ради этого можно простить все: и общую мысль книги, не обремененную избытком сложности, и многочисленные пассажи типа: "От волнения она потеряла дар речи. Ее щеки залились румянцем, глаза наполнились слезами, и она бросилась в объятия принца Арагонского". С этой книгой вполне можно обходиться, как с посредственным фильмом из жизни другой страны: что бы ни делали герои в рамках придуманного сюжета, всматриваешься все равно не в это, а в "фон", на котором все происходит, - в настоящую чужую жизнь в ее непридуманных, неповторимых подробностях. (Право, книгу стоило бы издать в серии "Повседневная жизнь┘": вот куда бы она идеально вписалась). А что Лукреции Борджа как подлинной исторической фигуры среди всех этих подробностей почти нет - так и Бог с нею!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1542
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1743
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1853
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4207

Другие новости