Серж Ютен. Повседневная жизнь алхимиков в Средние века / Пер. с фр. В.Балакина. - М.: Мол. гвардия, 2005, 244 с.
Серж Ютен - французский историк, который однажды заинтересовался феноменом алхимии и решил изучить все, что с ней связано. И как фанатичный математик всегда назовет царицей всех наук именно математику, а химик - химию или физик - физику, так и Ютен, погрузившись в самые темные глубины алхимических смыслов, символов и аналогий, незаметно для самого себя начинает настаивать на всепроникающем влиянии алхимии на все и вся. Он готов легко поверить в свои же собственные гипотезы, доказывая их тем, что ведь "велик же соблазн дать этому такую интерпретацию┘ а вот этому - вот такую". Да и кто же тут поспорит, что этот соблазн не велик? Действительно, почему бы не присудить средневековым алхимикам пальму первенства, например, не только в открытии мышьяка и сурьмы, но и космических лучей (небесного света, который якобы накапливался в майской росе) или ядерной энергии? И хоть автор тут же лукаво оговаривается, что не стоит проводить подобные параллели из области "ретроспективной научной фантастики", но┘ эти параллели почему-то беспрестанно автором проводятся.
В целом же в книге Ютена сделана попытка показать читателю повседневную жизнь алхимиков во всех ее проявлениях. Что они делали днем, а что ночью, молились ли и если да, то кому и почему, как относились к Католической Церкви и как эта Церковь относилась к ним, как обустраивали свои лаборатории и какими инструментами и приборами пользовались, к чему стремился настоящий алхимик-адепт, соблюдающий аскезу, а к чему - корыстный лжеалхимик, зачем именно им, алхимикам, была нужна жена и что такое Божественная пара? На все эти вопросы Ютен дает исчерпывающие ответы, увлекая за своей мыслью читателя все дальше и дальше.
При этом Ютен пробует объяснить многие алхимические символы, попутно замечая, что они активно использовались в искусстве, примеры - трехчастный портал собора Парижской Богоматери с изображением Алхимии, персонифицированной в образе женщины, символический мотив любовной пары у Босха, символика цвета в рассказе По "Маска Красной Смерти". По большому же счету такая "живучесть" алхимических символов объясняется их архетипичностью, взять хотя бы мотив очищения, превращения черного ворона (своеобразного гадкого утенка) в белого лебедя: у алхимиков черный ворон и белый лебедь символизируют первые две стадии создания философского камня - гниение и дистилляцию.
Алхимики создали свою собственную, эклектичную философию, смешав друг с другом теологию и оккультизм, астрологию и медицину, древнегреческие и библейские мифы, западную философию и восточный принцип единения инь и ян. И получается, что алхимия - это даже уже не "наука наук", а какое-то особое отношение к жизни, которое, по сути своей, также присуще и современному человеку, ведь и в XXI веке многие до сих пор продолжают верить в чудо и искать во всех явлениях жизни тайный сакральный смысл.