Николай Платошкин. Гражданская война в Испании 1936-1939 гг. - М.: ОЛМА-Пресс; Красный пролетарий, 2005, 479 с.
За семьдесят без малого лет о гражданской войне в Испании у нас вышли всего три панорамных труда. Коллективный труд "Война и революция в Испании" (1968), книга с аналогичным названием французского историка Жоржа Сориа (1987) и книга американца Хью Томаса (2003). Сочинение Николая Платошкина по отношению к ним выступает как обзорное.
Болезненность испанской темы очевидна. Гражданская война на полуострове как репетиция Второй мировой - скорее эмоциональный образ, чем точное определение. Суждение об испанской войне как о кстати подвернувшемся полигоне для боевой обкатки немецкого и советского оружия - цинично и примитивно. Германская и советская помощь воюющим испанским сторонам оказывалась из каких угодно соображений, только не из технологических. Не менее примитивна долгое время господствовавшая у нас характеристика франкистского режима как фашистской диктатуры. Бесспорно, 36-летнее правление Франко было консервативным, затхлым, убогим и жестоким, погрузило страну в международную изоляцию и внутренний застой. Но каудильо никак нельзя ставить на одну доску с фюрером и дуче хотя бы потому, что он не слишком уважительно к ним относился.
Книга Платошкина написана с неортодоксально левых позиций. Все симпатии автора - на стороне Республики. Это понятно и приемлемо, потому что испанским националистам-мятежникам того времени симпатизировать может только отъявленный садист. Автор совершенно справедливо пишет о лживости мифа насчет якобы украденного советскими коммунистами испанского золотого запаса: известно и доказано, что часть испанского золота была вывезена в СССР законно, на основании соответствующего соглашения, и что это золото лишь частично покрыло стоимость советских военных и гуманитарных поставок Республике (о бесплатных поставках речь вообще не шла).
Оспорить можно лишь авторские восторги по поводу чистоты и невинности режима республиканцев. В силу ментально-культурных и политико-исторических особенностей Испании власть Народного фронта обнаруживала явные тенденции к сползанию в "демократическую анархию" по типу послефевральской России. Мятеж генералов, к сожалению, имел реальную поддержку со стороны значительной части населения, недовольной левыми перегибами. Справедливо указывая, что особой склонностью к перегибам отличались каталонские анархисты, автор все же не удерживается от повторения в их адрес старых советских филиппик. Точно так же недооценивает он роль советских спецслужб и коминтерновской агентуры. Конечно, люди НКВД и Коминтерна не могли приказывать Ларго Кабальеро и Хуану Негрину, но и простыми наблюдателями не были.
Испанская война - последняя романтическая любовь советского революционизма. Ни на одну из последующих "революционных" войн советские мальчишки в массовом порядке сбежать не пытались.