Андрей Колесников. Первый Украинский: Записки с передовой. - М.: Вагриус, 2005, 416 с.
На фоне оранжевой революции: Украина между Востоком и Западом: Вчера, сегодня, завтра / Под ред. К.Ф.Затулина. - М.: Московские учебники и Картолитография, 2005, 240 с.
В ноябре 2004 года, в разгар оранжевой революции, о которой журналисты вот уже слагают легенды, я встречал на Киевском вокзале одного приятеля, путешествовавшего по маршруту Киев-Москва-Санкт-Петербург-Нью-Йорк. Вообще-то он гражданин США, но уроженец Киева. И на родине был как в ностальгических целях, так и по некоторым делам. И вот на вокзале я задаю первый вопрос живому свидетелю исторических событий: "Ну, как там?" - "Что как?" - "Революция?" - "Какая революция?" - "Ну, на Крещатике, на майдане Незалежности?" - "Да, зарабатывают, кто как может. А так вообще в Киеве тихо. Мы с друзьями думали поехать шашлыки на костре на Крещатике пожарить, а потом передумали. У нас на Гидропарке лучше".
В Москве в 1991 году уже в полукилометре от Белого дома было тоже довольно тихо. В 1993 году в центре отчетливо стреляли и многие туда стремились с целью поглазеть на интересное реалити-шоу. Свидетельствую как очевидец.
В Петрограде в 1917 году в октябре большинство не заметили, что случилось. Так же как и в Париже в июле 1789-го. Большинство всегда сторонится опасных игр политиков по закону сохранения вида. Вот сильное землетрясение, или наводнение, или война определенно сигнализируют - вид в опасности. А революция, это всего лишь борьба одной кучки бизнесменов и политиков с другой при помощи нескольких тысяч нанятых или оболваненных статистов. Но событие, обязательно раздуваемое до вселенских масштабов. Раздуваемое не только в пропагандистских целях, но и для того, чтобы равнодушному большинству было что почитать в газетах и посмотреть по телевизору.
Андрей Колесников, VIP-журналист так называемого "кремлевского пула", автор книг "Я Путина видел!" и "Меня Путин видел!", составил свое сочинение в значительной части из интервью с Юлией Тимошенко, Виктором Ющенко, руководителем предвыборного штаба последнего Петром Порошенко. Колесников в анализе описываемых украинских событий последних лет и особенно самых острых, затянувшихся президентских выборов старается сохранить объективность журналиста. Но его либеральная позиция, сочувствие оранжевой стороне очевидна. Еще более очевидны его старания, как творца революции. Шмуц-титул книжки испещрен стрелками и линиями фронтов, как будто и впрямь война случилась. Так ради красного словца можно и беду накликать.
Напротив, сборник "На фоне оранжевой революции" целиком стоит за "голубую сторону" Виктора Януковича. Наполнен предупреждениями об опасности роста русофобии на Украине, роста непонимания и враждебности между Россией и Украиной, что грозит окончательным крахом имперских иллюзий некоторой части нашего общества. А состоит книга в основном из стенограмм и материалов круглых столов, возглавлявшихся видным государственником и носителем имперских идей, председателем комитета Госдумы по делам СНГ Константином Затулиным. Впечатления в основном страшные.
По прочтении обеих книг возникает ряд сомнительных ощущений. А может быть, ощущается ряд сомнений. Неужели скоро в соседнем государстве невозможно будет на улице изъясниться на русском языке? Неужели после смены власти в Киеве торговые, промышленные связи между Россией и Украиной уменьшатся, а массы граждан Незалежной вместо России рванут на заработки на Запад? А там и так в небольшой Португалии украинцев уже больше арабских гастарбайтеров. Неужели Украину примут в Евросоюз до того, как он развалится? Неужели количество и качество украиноязычной литературы когда-нибудь превзойдет русскоязычную?
Ну, что, киевскую политическую кормушку будут теперь наполнять другие миллионеры, нежели те, что наполняли при Кучме. Потому что у Сороса оказалось денег больше, чем сами знаете у кого, и это научный факт. А другой научный факт должен был бы насторожить мистера Сороса и его соросианцев. Целенаправленное разрушение славянских государств (СССР, Чехословакии, Югославии), старательное разобщение славянских народов напоминает сжатие пружины, которая неизвестно еще как разожмется. Вместо деградирования многие славяне предпочитают интегрирование в западное общество. У описанного выше моего знакомого американца, бывшего киевлянина, успешный бизнес и двое детей, которые отказываются забывать русский язык. Случись что, он и на Уолл-стрит соберется жарить шашлыки на костре. Если не поленится.