Вариации на тему гендера: Материалы III межвузовской конференции молодых исследователей "Гендерные отношения в современном российском обществе". - СПб.: Алетейя, 2004, 316 с. (Гендерные исследования).
Сборник работ молодых российских и белорусских ученых показывает, что гендерная проблематика у нас все еще в стадии активного усвоения и до завершения процесса пока далеко. Сейчас ясно по крайней мере одно: этот круг тем слишком задевает за живое, чтобы быть предметом вполне объективных исследований. Именно поэтому подавляющее большинство авторов - женщины, горячо отстаивающие культурную полноценность сестер по полу, а лейтмотив сборника, при всей разнородности материалов, - испытание на прочность стереотипов, связанных с половой принадлежностью человека.
Стереотипы выявляются во всех мыслимых областях - от воспитания детей и работы в бизнесе до службы в армии и вождения машины. Отдельные разделы посвящены проблемам гендерного образования, женскому лидерству с его специфическими стратегиями, визуальным образам мужественности и женственности, мужскому и женскому в локальных культурах и гендерной психологии.
Отношения современной культуры с проблематикой гендера лучше всего охарактеризовал студент СПбГУ Дмитрий Ольшанский. Его работа, не без претензий названная "Гендер и различие: Essai sur l"oblitеration" (кто не учил французского - пеняйте на себя), затерялась где-то в конце книги, а стоило бы поместить ее в начало: ведь программная. Один из исчезающе-немногих авторов сборника, представляющих мужской пол, пишет о "странности" нынешней культурной ситуации: в ней происходит "постоянное прерывание┘ ассоциативных связей, принадлежащих культуре, отсылающих нас к мужскому или к женскому".
В то время как белорусский исследователь Надежда Гусаковская призывает преодолеть наконец оппозицию "мужское-женское", Ольшанский обращает внимание на то, что таким образом мы приходим к неопределенности гендера, которого уже не осмыслить через привязку к социальным или биологическим функциям. Не время ли задуматься об опасностях, связанных с "нерасчлененностью женского и мужского"? "Ничто сегодня не имеет столь неопределенных границ, как пол", "стремительное смещение смыслов метафор и символов, формирующих представление о половой принадлежности", уводит из-под ног не то что теоретическую - жизненную почву.
Вот потому-то и кажется, что озабоченность исследователей проблемой пола-гендера - не только дань моде или желание заполнить чем-то достойным идеологическую пустоту, вот уже полтора десятка лет зияющую на месте блаженной памяти марксизма-ленинизма. Не симптом ли это повышенной культурной тревожности, своего рода интеллектуальная лихорадка? Свидетельство, например, того, что современному человеку неуютно в сложившихся культурных формах? У него уже не получается с достаточной степенью надежности на них опираться, они его не держат, не защищают... Не предчувствие ли это перехода культуры в иное состояние?
Судите сами. Ничто так не характеризует культурное состояние, как самочувствие так называемых "обычных" людей, не склонных к теоретизированию. Материала для размышлений в сборнике предостаточно: результаты конкретных психологических исследований - свидетельство того, как людям живется с теми стереотипами, из которых интеллектуалы по долгу службы делают проблему.
Живется не слишком гладко, ибо стереотип на то и стереотип, чтобы подминать под себя непокорную реальность. Например, женщинам явно мешает миф о том, будто они водят машину заведомо хуже мужчин (кстати, исследования этого не подтверждают), а в армии, как утверждается в сборнике, женщина не сможет стать офицером, даже если у нее высшее образование. С другой стороны, все это - внятные условия деятельности: с ними можно спорить, а можно и вполне комфортно в них вписываться. Едва опровергнуты одни предрассудки (типа, допустим, того, что женщина не способна быть лидером), тут же возникают новые - вроде того, что женщины-лидеры куда более авторитарны, чем мужчины...
Молодые интеллектуалы надеются, что стоит разоблачить окаянные стереотипы, как сразу настанет прекрасная новая жизнь со сплошным гендерным равенством и братством. Думается, однако, что все сложнее. Если мы и имеем дело со сменой культурных эпох, что вполне вероятно - основу следующей эпохи составит очередной набор стереотипов, в том числе и гендерных. Просто они будут другими.